*Введение* 3 *Глава 1. Личность Патриарха Никона* 6 1.1. Ранние годы и начало духовной деятельности 6 1.2. Взаимоотношения Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем 10 *Глава 2. Роль и место патриарха Никона в трагедии русского церковного* *раскола XVII века* 16 2.1 Отношения церкви и государства во второй половине XVII века 16 2.2 Церковные реформы Патриарха Никона 20 2.3 Возникновение раскола в церкви и в обществе 26 2.4 Низложение Патриарха Никона 29 *Глава 3. Вопрос о главенстве в государстве* 38 3.1 Наследие Никона и значение его реформы 38 3.2 Последствия раскола 38 *Заключение* 46 *Список использованной литературы* 50

проблемы взаимоотношений церковных и государственных властей при Патриархе Никоне

дипломная работа
Культура
50 страниц
70% уникальность
2015 год
111 просмотров
Морошкина Е.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
*Введение* 3 *Глава 1. Личность Патриарха Никона* 6 1.1. Ранние годы и начало духовной деятельности 6 1.2. Взаимоотношения Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем 10 *Глава 2. Роль и место патриарха Никона в трагедии русского церковного* *раскола XVII века* 16 2.1 Отношения церкви и государства во второй половине XVII века 16 2.2 Церковные реформы Патриарха Никона 20 2.3 Возникновение раскола в церкви и в обществе 26 2.4 Низложение Патриарха Никона 29 *Глава 3. Вопрос о главенстве в государстве* 38 3.1 Наследие Никона и значение его реформы 38 3.2 Последствия раскола 38 *Заключение* 46 *Список использованной литературы* 50
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Во второй половине XVII века общество оказалось «зажатым» между эпохами. Средневековая Русь соединялась с еще неведомой Россией новейшего времени, наиболее ярко демонстрируя приверженность России традициям православия. В современных условиях России также произошло соединение двух эпох. Пережив эпоху воинствующего атеизма, общество ищет силы и полагает надежды на возрождение национального духа, культурных и традиционных ценностей. Эпоха Патриарха Никона (1605–1681) в истории России является существенным этапом в развитии общества, и во многом предопределила динамику всей последующей истории страны и продолжает оказывать серьезное влияние на современную жизнь с ее задачами по сохранению открытости миру, по поддержанию национально-государственной безопасности и утверждению перспектив международных отношений в меняющихся системах миропорядка. Поэтому становится очевидной актуальность исследований процессов (внутренней, внешней политики государства и церкви, государственно-церковных отношений), явлений (социокультурного и гражданско-политического раскола), институциональных образований (государства, церкви, боярской думы) и главных лиц эпохи (царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, раскольников и др.). Несмотря на обильность исследований на тему личности патриарха Никона, следует заметить, что фундаментальные исследования, в которых с объективной точки зрения были бы рассмотрены патриарх Никон и его вклад в историю развития российского государства и церкви представлены недостаточно. Новизна темы исследования состоит в том, что в данной работе проводится систематическое междисциплинарное исследование образа патриарха Никона и его роль в вопросе взаимоотношений церкви и государства в XVII веке, также выявлена специфика наследия, которое оставил после себя патриарх и та ценность, которую оно представляет для сегодняшнего общества.


Если вам нужна диссертация под заказ , закажите её написание на сайте Work5.


. Проведена переоценка образа патриарха Никона и предложен вариант научно-аналитической реконструкции его образа. Цель исследования – рассмотреть проблему взаимоотношений церкви и государства при патриархе Никоне. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: • ознакомиться с биографией патриарха Никона; • проанализировать его путь к церковной власти; • дать характеристику взаимоотношениям патриарха и царя Алексея Михайловича; • кратко описать отношения церкви и государства во второй половине XVII века; • увидеть роль церковных реформ патриарха в возникновении раскола; • описать обстоятельства низложения патриарха; • дать анализ наследию Никона и значению его реформы; • на основе проведенного исследования сделать выводы о проблеме во взаимоотношении церковных и государственных властей при Никоне. Объектом исследования данной работы выступает личность и наследие Патриарха Никона в контексте политической и культурной жизни российского общества. Предметом данной работы исследования являются проблемы взаимоотношений церковных и государственных властей в период патриаршества Никона. Степень научной разработанности. В отечественной и мировой истории трудно найти другого церковного и государственного деятеля как патриарх Никон, которому было бы посвящено столь большое количество исследований. Источниковую базу исследования составляют различные документальные (архивные и опубликованные) о патриархе Никоне и литературные источники (жития патриарха), авторские исторические и художественные реконструкции и комментарии (архивные и опубликованные), включая мемуарную литературу, в том числе современников патриарха. В последнее время интерес к личности и деятельности патриарха Никона и его наследию возвращен в научно-исследовательское поле благодаря трудам Воробьевой Н.В., Гунна Г.П., Костомарова Н.И., Кошелевой О.Е., Лобачева С.В., Молзинского В.В., Писаренко К.А.,Соловьева С.М. и др. Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, диалектический, статистический, индукция, дедукция; формально-логический, системный анализ источников и литературы. Методы, формы и средства научного познания строятся на принципах объективности, внеконфесиональности и историзма. Структура данной работы состоит из введения, трех глав и заключения. Каждая из глав содержит несколько параграфов. По результатам исследования будут сделаны соответствующие выводы, представленные в заключении данной работы.

Читать дальше
В результате проведенного всестороннего исследования по теме: «Проблемы взаимоотношений церковных и государственных властей при патриархе Никоне» хотелось бы сделать следующие выводы: Никон представляет собой целую эпоху в жизни Русской Церкви и русского общества. Учитывая особу привязанность к нему царя, в первые годы своего патриаршества он получил титул «великого государя». Едва ли не все общегосударственные дела проходили с его участием. Неслучайно в данной работе рассмотрены самые разнообразные вопросы: и внешняя политика, и народные восстания и проведение реформ. Для осуществления поставленной задачи было рассмотрено как можно больше исторических источников различных авторов нескольких эпох. В первой главе было выявлено, как рожденный в простой крестьянской семье Никита Минов по воле судьбы стал главой церкви. Удивительно то, что подобное событие случилось несмотря на то, что в XVII веке достижение важного значения в обществе лиц простого происхождения было редкостью. Порода и богатство ценились выше личных достоинств; одна только церковь, безразлично для всех по происхождению, открывала путь и к высшим должностям и ко всеобщему уважению. Рассмотрев некоторые вопросы внутренней и внешней политики царя, мы увидели, что в своих решениях он опирался на своих приближенных и советников. В начале своего царствования Алексей Михайлович находился под сильным влиянием боярина Б.И. Морозова. Однако политический кризис 1648 г. показал неспособность боярской аристократии противостоять стихии народного бунта, что привело к падению светских фаворитов и возвышению фаворитов духовных, ревнителей благочестия, которые постепенно стали оказывать все более заметное влияние на церковную политику. Наиболее яркой фигурой среди них был Никон, который в 1652 г. был рукоположен в сан патриарха Московского. Влияние патриарха Никона на Алексея Михайловича было очень велико, он был, по сути, первым советником царя. Такое влияние имело для церкви много благоприятных аспектов. Во второй главе было рассмотрено положение государства и церкви в XVII веке, в начале которого Россия пережила острый социальный и политический кризис, преодоление которого затянулось на десятилетия. Как раз в этот период начинается культурное обновление, которое проходило под сильным влиянием византийской традиции. Важную роль в распространении этого влияния сыграли печатные издания первой половины XVII века, которые сформировали мировоззрение нового поколения русских книжников. Важной идеей нового мировоззрения стала вселенская миссия русского царя, которая в первую очередь была воспринята духовенством. Ведь именно духовенство по роду своей деятельности быстрее других слоев населения приобщалось к книжной культуре. Анализ деятельности патриарха Никона показал, что без сомнений, церковная реформа была значительным, но не главным его делом. По началу изменения церковных обрядов и правка богослужебных книг не вызвали широкого протеста в русском обществе. Гораздо большее значение Никон предавал осуществлению своих внешнеполитических планов. По его инициативе была начата война с Польшей, которая изначально носила чисто религиозный характер. Идея православного царства и защиты православного населения Украины от преследований католической шляхты стала движущей силой русской армии. Эта идея, воспринятая в русском обществе в результате переосмысления византийского наследия, была чрезвычайно популярной. Так, при активном содействии патриарха Никона в 1654 г. произошло историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда оторванные польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Однако, несмотря на это, деятельность Никона многие источники связывают именно с церковной реформой. Кроме упорядочения богослужения, он заменил крестное знамение двуперстное на троеперстное, провел исправления богослужебных книг по греческим образцам. Патриарх Никон много заботился о церковном убранстве. По его убеждению, в вещественных образах церковь должна представлять людям нематериальную красоту неземного мира – Царства Небесного. Патриарх использовал на богослужениях богатые облачения, каких не было ни у кого из его предшественников. Он всячески поощрял церковное строительство, будучи сам лучшим зодчим своего времени. Всю жизнь патриарх не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Им была собрана богатейшая библиотека, где были представлены книги Священного Писания, богослужебная литература, произведения святых отцов, книги по истории, философии. Патриарх представлял собой пример милосердия к бедным, несправедливо угнетенным и беспристрастным в раскрытии недостатков сильных мира сего, чем нажил немало себе врагов среди боярства. И скорее всего по этой причине церковные реформы породили старообрядческий раскол, последствия которого Русская церковь в течение нескольких веков, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной. Таким образом, доминантой внешнеполитического курса Русского государства стала религиозная идея, которая жила до тех пор, пока не совпадала с государственными интересами. А так как подобно европейским странам, этим интересом была политика альянсов и кабинетные войны, то постепенно религиозный фактор уходил на второй план. Однако, подробно исследуя низложение Никона, ясно увидели, что с могуществом церкви было покончено не сразу. Дело Никона затянулось на целых девять лет. Патриарх был отправлен в ссылку, но его отход не затронул коренных интересов церкви. Церковь все еще отстаивала свои привилегии, издавая постановления о неподсудности духовенства светскому суду, о невмешательстве светских чиновников в церковные дела и т.п. Последние попытки отстоять независимость церкви были предприняты при патриархе Иоакиме. Но к тому времени из-за церковного раскола духовенство лишилось уже не только авторитетного лидера, но и внутреннего единства, что дало Петру І поставить последнюю точку в деле Никона, отменив патриаршество на Руси. В третьей главе, проанализировав последствия раскола, увидели, что раскол с течением времени значительно ослаб, раздробившись на множество частей, тогда как «никонианская» церковь осталась единой, благодаря существующей в ней иерархии. Таким образом, в настоящей работе было выявлено, что усиление церкви в первой половине XVII века было связано с преодолением гражданской и религиозной смуты и становлением новых династий, которые использовали церковные институты для обоснования идеи божественного права. Эта идея сделала власть монарха самодостаточной. Укрепив свои позиции в обществе и на международной арене, царь больше не нуждался в этой опоре. Такая тенденция впоследствии привела к резкому ослаблению позиций церкви в государстве.
Читать дальше
1. Бахрушин С.В. Московское восстание 1648 года // Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1954. Т. 2. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод. ? М.: Российское библейское общество, 2011. ? 1 408 с. 3. Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII век. М., 1998. ? 255 с. 4. Быков А.А. Патриарх Никон, его жизнь и общественная деятельность. (ЖЗЛ). СПб., 1891. 5. Вернадский Г.В. Переяславское объединение 1654 г. [Электронный ресурс] // (http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv543.htm). 6. Воробьева Н.В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона: монография. Омск, 2008. ? 413 с. 7. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. В 3 т. ? М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. Т. 3. 1651-1654 годы. ? 646 с. 8. Всемирная история. Энциклопедия. Освободительная война украинского народа. Воссоединение Украины с Россией. [Электронный ресурс] // (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st008.shtml). 9. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб, 1882-1884. Ч. 1, 2. 10. Гунн Г.П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский // Древнерусская книжность: по материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242. 11. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. ? Munchen, 1970. ? 704 с. 12. Знаменский П.В. История русской церкви. [Электронный ресурс] // (http://www.wco.ru/biblio/books/znam/H412-T.htm) 13. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. ? Сергиев Пасад, 1909. Т. 1. ? 524 с. 14. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. – М., 1913. ? 271 с. 15. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. ? М., 1885. 16. Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. ? М., 1988. Т. 3. 17. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 2-х книгах. – М., СВАРОГ, 1995. Книга 1. ? 768 с. 18. Кошелева О.Е. Боярство и дело патриарха Никона // Вопросы истории СССР. М., 1982. Т.12. 19. Лобачев С.В. Патриарх Никон. ? СПб., 2003. ? 416 с. 20. Лобачев С.В. Патриарх Никон и церковная иерархия // Россия XV-XVIII столетий. Сб. науч. статей. Волгоград; СПб., 2001. 21. Макарий (Булгаков), Митрополит. Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов. ? М., 1881. ? 116 с. 22. Михайловский С.В. Жизнь святейшего Никона, патриарха всероссийского, СПб., 1863. 23. Молзинский В.В. Старообрядческое движение второй половины XVII в. и общественная мысль России. Автореф. дис. … докт. ист. наук. СПб., 1997. 24. Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель. М., 1989. ? 160 с. 25. Мысли Русских Патриархов от начала до наших дней / Под ред. Н.Н. Лисового. М., 1999. 26. Никон (Патриарх). Труды / Научное исследование, подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. 27. Об одном из списков жития патриарха Никона // ЧОИДР. 1909. Кн. 3. Отд. IV. С. 21. Автор заметки В.И. Савва датирует рукопись 1741-1744 гг. 28. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. ? 468 с. 29. Писаренко К.А. Тайны раскола. Взлет и падение патриарха Никона / Константин Писаренко. – М.: Вече, 2012. ? 320 с. 30. Письмо Патриарха Никона к Царю Алексею Михайловичу // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. – М., 1988. Кн.1. 31. Платонов, С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: курс систематический / С. Ф. Платонов. – М.: Звено, 1994. ? 432 с. 32. Полознев Д.Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. 33. Ромодановская Е.К. Литературное творчество патриарха Никона и старообрядческие писатели // Традиционная рукописная и духовная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. – Новосибирск, 1992. 34. Сборник Новгородского общества любителей древности. Вып. 8. ? Новгород. 1908-1928. 35. Севастьянова С.К. Переписка Новгородского митрополита Никона с царем во время путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа (март-июль 1652 г.) //2003 г. С.299-329. 36. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVII вв.). ? М., 1998. 37. Служебник. М., 1655. 38. Смирнов, П. История христианской Православной Церкви / П. Смирнов. – М.: Православная беседа, 1994. ? 199 с. 39. Соборное Уложение 1649 года. Текст и комментарии. ? Л., 1987. 40. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. ? М., 1990. Кн. 5. 41. Субботин Н. Дело патриарха Никона. XI т. «Истории России». – М., 1862. 42. Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. – М., 1875. 43. Токмаков И. Историческое и археологическое описание московского Алексеевского девичьего монастыря. М., 1889. ? 123 с. 44. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. С. 88-95, 495-517. 45. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Изд.4. YMCA-PRESS. Париж, 1988. 46. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Патриарх Никон. [Электронный ресурс] // (http://www.sedmitza.ru/lib/text/435654/) 47. Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII века (30-40-е годы). ? Воронеж, 1975. ? 248 с. 48. Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком Иоанном Шушериным. М., 1908. 49. Юхименко Е.М. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения (комментарий в русле истории). [Электронный ресурс] // (http://www.sedmitza.ru/text/402390.html) 50. Якубов К. Россия и Швеция в первой половине XVII века. ? М., 1897.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image