Введение 2 1. Теоретические основы формирования самосовершенствующегося механизма речемышления 4 2. Механизм речемышления 7 3 Моделирование – как один из методов изучения речемышления 10 Заключение 13 Использованная литература: 15

Речемышление в исследованиях современных психолингвистов

реферат
Психология
15 страниц
82% уникальность
2015 год
107 просмотров
Бондаренко Н.
Эксперт по предмету «Психолингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Теоретические основы формирования самосовершенствующегося механизма речемышления 4 2. Механизм речемышления 7 3 Моделирование – как один из методов изучения речемышления 10 Заключение 13 Использованная литература: 15
Читать дальше
ык психолингвистика лексикон синтаксический Психолингвистика (психология языка) – междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде. На сегодняшний день основным научным методом психолингвистики является эксперимент. Однако в отдельных областях психолингвистики часто используются и другие научные методы – интроспекция, наблюдение и моделирование. Психолингвистический подход к изучению языка возник задолго до того, как в середине XX-го века было официально оформлено научное направление с таким названием.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту качества? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


. Основоположниками современной психолингвистики можно считать немецкого философа и лингвиста В. фон Гумбольдта, русского филолога А.А. Потебню и основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Летом 1951 года американские лингвисты и психологи организовали первый совместный семинар в Корнелльском университете, на котором было объявлено о создании Комитета по лингвистике и психологии, во главе которого встал Ч. Осгуд. С тех пор эта дата считается датой рождения психолингвистики как самостоятельного научного направления. Однако настоящая известность пришла к психолингвистике только с появлением в ее рядах работ Н. Хомского, который, во-первых, впервые вооружил психолингвистику почти математически точным методологическим аппаратом и, во-вторых, в развернутой рецензии на книгу Б. Скиннера «Речевое поведение» показал, что бихевиористические идеи плохо подходят для анализа естественного языка. Немаловажную роль в установлении хомскианского этапа психолингвистики в шестидесятых годах сыграла также безоговорочная поддержка его идей авторитетным американским психологом Дж. Миллером. Если первые два этапа развития психолингвистики были преимущественно американскими, то с середины семидесятых годов благодаря работам Р. Румметфейта, Дж. Джонсон-Лэйрда, Ж. Мелера, Ж. Нуазе и др. свое психолингвистическое направление образовалось и в Европе. В Советском Союзе психолингвистика, называвшаяся теорией речевой деятельности, возникла в середине шестидесятых годов XX века на основе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С. Выготского и его соратников А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы в работах А.А. Леонтьева. Фундаментом развития российской психолингвистики стали представления Л.С. Выготского о социальном генезе высших психических функций, в том числе речи, о динамике значения слова в ходе развития речи и мышления у детей, о переходе от мысли к слову как процессе «формирования мысли в слове». Современный период развития психолингвистики характеризуется, прежде всего, ее статусом как одной из когнитивных наук. Данный статус обязывает ученых - психолингвистов всерьез относиться к междисциплинарности своей науки и к необходимости учитывать в своей работе последние достижения лингвистов, психологов, нейрофизиологов, философов и специалистов из области искусственного интеллекта.

Читать дальше
В завершении работы хочется отметить то, что популярность этой научной области и (даже) мода на нее, которая наблюдается особенно в последнее время, продиктована обращением психолингвистики к реальному человеку, и его каждодневной коммуникации. Традиционное языкознание в его благородном пафосе описания языков незаметно для себя шаг за шагом отдалилось от главной цели и смысла гуманитарного знания, каким является познание человека. Рождение психолингвистики и многих родственных ей научных отраслей было вызвано потребностью возвращения лингвистики в лоно гуманитарных наук, в область изучения человека. Мы представили исследования в отечественной и зарубежной психолингвистике. Психолингвистика возникла у нас и за рубежом примерно в одно время. И научные успехи исследователей, работающих за пределами нашей страны, весомы и значительны. Однако мы убеждены, что наша наука может полнокровно жить, развиваться основываясь на отечественное гуманитарное знание - российского классического языкознания, российской (советской) психологии, российской гуманистической философии с ее интересом к личности, с ее нравственными ориентирами в изучении человека. И именно эти традиции, эта складывавшаяся веками уникальная духовная атмосфера делает российскую психолингвистику интеллектуальным феноменом, неповторимым в континууме мировой науки. Сферы современной психолингвистики - это сферы оживленных дискуссий, это вопросы, которые ждут ответов, это факты, которые нуждаются в интерпретации. Законы соотношения языка и сознания, слова и смысла, загадки порождения и понимания высказывания, тайны развития коммуникативной компетенции ребенка, секреты межличностного общения и мн. др. - все это ждет молодых, пытливых исследователей, всех тех, кому небезразличен человек в его самой человеческой ипостаси - способности мыслить и говорить.
Читать дальше
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – С.36–386. 2. Гневэк О. В. Теоретические основы формирования самосовершенствующегося механизма речемышления // Концепт. – 2013.– № 01 (январь). 3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика,1972. – 423 с. 4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 541 с. 5. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III–VII классов // Язык. Речь. Творчество: Избранные труды. – М.: Лабиринт, 1998. – С. 183–319. 6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Наука,1982. – 160 с. 7. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с. 8. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с. 9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image