Малые народы пережили многие катаклизмы в истории России. Серии
политико-экономических компаний советской власти и советского правительства
пополнили ряды беднейшей части трудящихся малочисленными народами
Сибири, насильно перевели кочевое население на осёдлость, лишили их
собственности ( угодий родовых и т.д), вмешались в традиционный образ
жизни отменили преподавание на родных языках, разрушили традиционную
систему брачных отношений и семьи, ввели интернатское обучение, вмешались в
культуру, духовные ценности , всё это усилило ощущение ущербности своей
этнической культуры в целом. Молодёжь стала стыдиться своей этнической
принадлежности. Несмотря на северные льготы молодежь стремились хотя бы
формально сменить свою национальность.
В этот период целые пласты этнической духовной культуры были обречены
на исчезновение. Ценными лишь признавались те формы культуры, которые
соответствовали тогдашней идеологией - это литература не имеющая этнических
корней, танцевальное искусство, некоторые виды прикладного искусства. В
этой связи в сознании малых народов возникли пустоты, которые заполнились
всем худшим, что несёт современная цивилизация, они стали мириться с
осознанием своей мнимой этнической неполноценности, значительная часть их
опустилась, предавшись пьянству и безделью. Русифицированная интеллигенция,
потеряла связь с культурой своего народа, забыв родной язык.
Сегодня ситуация выглядит не так плачевно, хотя многое требует
немедленных решений.
Томских татар надобно отличать от тех, которые у города Томска живут
слободою и составляют так же, как тобольские и тарские татары, бухарское
селение. Настоящие томские татары живут по обеим сторонам реки Томы и её
речек от Кузнецких гор до самого влияния её в реку Обь с правой стороны,
следовательно, выше и ниже города Томска. Они разделены на волости, из коих
Чатская почитается наизначительнейшей. В каждой волости считается по 30
деревень, которые не всегда с татарскими, но иногда и с российскими
деревнями смежны. По бывшей в 1760 году подушной переписи платят они оклад
только за 430 душ.
Они по наружному своему виду, также по нравам, жилищам, языку, одежде,
житейским обрядам и вере совершенно подобны тобольским татарам, и думать
надобно, что они с ними и с туралинцами одной орды. Скотоводство в лучшем у
них состоянии, нежели землепашество, о котором они ни мало не радеют. Почти
у всех у них есть по нескольку ульев и пчёлы. К звериному промыслу служат
им привольем Кузнецкие лесистые горы; да они об оном и радеют. Подушной
оклад очищают они лосиными и оленьими кожами, вместо которых невозбранно
однако ж им давать и наличные деньги.
Одеяние мужское татарское то же, какое у казанских деревенских и у
тобольских татар, да и женское малым чем отменно. Они носят фату, а по
праздникам небольшую богато убранную шапочку, да сверх оной плоскую с
околышем шапку. Воротники у рубах вышивают узорами, а на уши нацепляют
вместо дорогих каменьев корольками унизанные нитки. Вместо чаю употребляют
они обыкновенно завязную траву без молока, и потому настоявшаяся на траве
сей вода принимает изрядно красный цвет, но при том и во рту чрезвычайно
вяжет.
Хотя они и могли бы по закону своему содержать многих жён, однако ж по
скудости своей мало правом сим пользуются. И самая пригожая жена обходится
мужу не дороже, как в 50 рублей. Я видал в Чатской волости свадьбу, во
время которой происходили такие же обряды, какие бывают при свадебных
случаях и у казанских татар. Поднимавший свадьбу сию жених, который,
впрочем, судя по знатным его гостям и по тому, как он их принимал, был
человек не бедный, дал за невесту свою двадцатилетнюю, некрасивую, но
здоровую девку, одну только лошадь да тёще праздничное платье. Другая жена,
говорили гости, станет ему вдвое против первой.
На могилы ставят они обыкновенно подобные избам бревенчатые срубы и потому
кладбища их, которые по большей части бывают по близости лесов, походят
издали на деревни.
Проблеме сохранения коренных малочисленных народов Томской области
сегодня уделяется большое внимание. Государственная Дума Томской области в
сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйствования и промыслов малочисленных народов:
1) принимает законы Томской области и другие нормативные правовые акты
в пределах своих полномочий;
2) определяет формы государственной поддержки малочисленных народов в
сфере защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйствования и промыслов в пределах своей компетенции;
3) осуществляет контроль за исполнением законодательства Томской
области в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни,
хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что малочисленные коренные