Результатом написания данной работы стали следующие выводы:
В современных условиях растущей конкуренции на потребительском рынке проведение детализированного и комплексного анализа доходов является актуальным, т.к. он способствует повышению эффективности работы предприятий и росту их рентабельности. Осуществление анализа доходов предприятия торговли целесообразно проводить по трем этапам: подготовительный, основной, заключительный. Целью анализа является оценка доходности и выявление резервов роста доходов на основе комплексной оценки их формирования и использования.
Оценка динамики доходов от основной деятельности включает в себя следующие направления анализа:
• Анализ динамики валовой прибыли - для этого составляется аналитическая таблица, где за два периода оценивают изменение товарооборота, уровень торговой надбавки и валовую прибыль по сумме и по уровню. Также считаются отклонения и темпы изменения.
• Анализ валовой прибыли в разрезе товарных групп - в этих целях строят таблицу, указывая подробный перечень товарных групп, реализацией которых занимается предприятие. Для каждой отдельной группы рассчитывается товарооборот, уровень торговой надбавки, валовая прибыль, уровень валовой прибыли, а также считают отклонение валовой прибыли по сумму и по уровню.
Рентабельность – важнейший экономический показатель. Показатели рентабельности показывают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Рентабельность это результирующий показатель деятельности организации. Все коэффициенты рентабельности можно разбить на три большие группы:
1) Рентабельность капитала позволяет определить эффективность использования вложенных собственниками средств. Показатели, характеризующие рентабельность капитала наиболее важны для инвесторов. Этот показатель имеет ограничения, в том плане, что многие организации, банки существуют за счет привлеченных средств, а собственные средства являются гарантом стабильности, платежеспособности и обеспечивает кредитом доверия со стороны клиентов.
2) Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает организация, Если организация не использует собственный капитал, а только заемный, то рентабельность продаж является показателем эффективности деятельности организации. Повысить рентабельность можно двумя способами:
а) Увеличить объем продаж.
б) Увеличить ассортимент продукции.
Если продавать больше продукции, то прибыль будет увеличиваться быстрее затрат в результате действия производственного левериджа. Так же разнообразие продукции, может привлечь дополнительных клиентов. От этого рентабельность продаж возрастет.
3) Рентабельность затрат показывает прибыль организации с каждого рубля, потраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность затрат показывает окупаемость издержек, характеризует эффективность предпринимательской деятельности.
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлена значительной степени его деловой активностью, которая зависит от широты рынков сбыта продукции, его деловой репутации, степени выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, уровня эффективности использования ресурсов и устойчивости экономического роста. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств.
Сбалансированная система показателей оценки эффективности деятельности организации создана для того, чтобы миссия и стратегия компания рассматривались как система четко сформулированных и ограниченных целей и задач в рамках четырех основных проекций: "финансы", "клиенты", "внутренние бизнес-процессы" и "обучение и рост". Показатели каждой из проекций призваны ответить на следующие вопросы:
• Какой компанию видят акционеры и потенциальные инвесторы? (Проекция "финансы");
• Какой компанию видят покупатели? (Проекция "клиенты");
• Какие бизнес-процессы компании следует улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? (Проекция "внутренние бизнес-процессы");
• Как компания может продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость? (Проекция "обучение и рост").
Структурно сбалансированная система показателей состоит из следующих компонент:
• стратегической карты задач, логически связанных со стратегическими целями;
• таблицы ключевых показателей эффективности (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, "точку достижения цели" и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты);
• перечня мероприятий (инвестиции, обучение и тому подобное), обеспечивающих достижение поставленных целей.
ООО «Тюменьресурс» — компания с многолетним стажем работы на рынке, это оптово-розничный магазин. Клиенты доверяют фирме уже более 10 лет. За это время у компании сложились партнёрские отношения с ведущими производителями, позволяющие предлагать высококачественную продукцию по конкурентноспособным ценам.
На сегодняшний день исследуемая организация не имеет собственной службы доставки товаров клиентам, что отрицательно сказывается на эффективности коммерческой деятельности. Для устранения данного недостатка исследуемому предприятию необходимо организовать собственную службу доставки. В работе был проведен расчет различных вариантов претворения в жизнь данного мероприятия: от закупки автопарка на собственные средства, так и получение кредита на приобретение автомобилей. Хотя существует переплата по кредиту, изначальные затраты на приобретение составят 300 000 руб., а ежемесячный платеж – около 3 500 руб., в то время как расходы на приобретение нового автомобиля составят от 300 т.р. до 1 850 т.р. Сумма, которую необходимо будет оплатить в счет уплаты кредита, за первый год составит 37 033 руб.
При анализе ассортимента был сделан вывод о том, что необходимо постоянно отслеживать наличие в магазине тех товаров, которые приносят наибольшую прибыль и потребление которых достаточно стабильно (древесно-плиточные материалы, фурнитура для шкафов-купе). По товарам, которые не пользуются стабильным спросом и имеют наименьшую долю в доходе предприятия, необходимо избегать затоваривания и закупать их по остаточному принципу. Также необходимо использовать для повышения их продаж методы стимулирования сбыта.
По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели результатов коммерческой деятельности Тюменьресурс за 2014 год.
Приведенные ниже 6 показателей финансового положения и результатов деятельности организации имеют отрицательные значения:
• низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов (43%);
• коэффициент абсолютной ликвидности ниже принятой нормы;
• низкая рентабельность активов (2% за анализируемый период);
• значительная отрицательная динамика рентабельности продаж (-0,4 процентных пункта от рентабельности за аналогичный период года, предшествующего отчётному, равной 3,7%);
• коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет только 66% от общего капитала организации);
• значительное падение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-1,6 коп. от данного показателя рентабельности за такой же период прошлого года (01.01–31.12.2013)).
С критической стороны финансовое положение организации характеризуют следующие показатели:
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 31 декабря 2014 г. имеет критическое значение (-1,12);
• существенно ниже нормы коэффициент текущей (общей) ликвидности;
• коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности значительно ниже нормы;
• активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства;
• крайне неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.
Приведенные ниже 2 показателя финансового положения организации имеют исключительно хорошие значения:
• чистые активы превышают уставный капитал, к тому же они увеличились за анализируемый период;
• увеличение собственного капитала организации при том что, активы Тюменьресурс изменились несущественно (на 2,2%).
Следующие 2 показателя результатов деятельности организации имеют положительные значения:
• в течение анализируемого периода получена прибыль от продаж (2 048 тыс. руб.), хотя и наблюдалась ее отрицательная динамика по
• сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-130 тыс. руб.);
• прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за последний год составила 621 тыс. руб.