Таким образом, проведенное исследование дают возможность глубже понять всю суть романа «Госпожа Бовари».
Противоборство идеала и реальности вынудило романтиков уйти от современной действительности в мир истории, преданий и легенд, мечты, фантазий. Романтизму свойственно проявление особого интереса к личности. Проблемы романтизма становятся предметом горячих споров в критике. Новое литературное направление находит и страстных защитников, и ожесточенных противников.
Реализм же, напротив, выводит и продемонстрирует типичные характеры людей в типичных обстоятельствах. Реализм как направление противопоставлен по своей сути романтизму.
Что касается образа идеального героя - романтика, то его обычно предоставляют в виде одиночки, который своими силами пробивается сквозь все преграды на жизненном пути. Обычно герои переживают два жизненных отрезка, которые разделяет встреча с отрезвляющей реальностью. Подобным образом авторы демонстрируют период морального «старения» своего героя – переход от наивной переоценки своих возможностей к реальному осознанию непреодолимости препятствий. Первичные порывы к подвигам и изменению мира переходят в пессимистические взгляды на внешнюю реальность, сопровождающиеся новым стремлением к опасности.
С течением реализма человек рассматривается уже не как отчужденная от мира и непонятая обществом индивидуальность, а как фигура социальная. Противоречия во внутреннем мире личности обусловлены, прежде всего, проблемами и противоречиями в обществе.
Имя Флобера должно быть поставлено на одно из первых мест в ряду имен тех писателей второй половины XIX века, которые хранили лучшие традиции критического реализма. У него в то же время намечаются зачатки той новой линии критического реализма, которая мощно развивается уже в XX веке.
Флобер мечтал создать такую книгу, которая держалась бы одною лишь силой своего стиля. Подвижническая работа Флобера над формой диктовалась уверенностью, что есть то единственное слово, единственная фраза, которую нужно найти, чтобы наиболее совершенно передать правду жизни и претворить в искусство любое, самое обыденное явление действительности. Ибо Искусство, Красота были в глазах Флобера темп непреходящими ценностями, которые только и придают смысл истории и существованию личности.
Но гибель героини потрясает читателя, в сопоставлении с ней мелкими и неприглядными предстают «провинциальные нравы» (таков подзаголовок романа).
Сюжет из будничной провинциальной жизни, который «почти невидим», может быть сведен к рассказу о замужней женщине, сохранившей нелепые романтические иллюзии. Под влиянием этих иллюзий она заводит сначала одного, потом другого любовника, безудержно тратит деньги мужа, а когда приходит время выплачивать долги, бросается за помощью к любовникам и, не найдя у них поддержки, отравляется мышьяком, оставив сиротой маленькую дочь.
Итак, по своему замыслу первый роман Флобера был очень сложным. Он обличает затхлость буржуазной жизни; название «провинциальные нравы» явно символично. Вся жизнь, изображенная Флобером, отмечена глубоким провинциализмом. И бессмысленно было бы, делает вывод автор, приукрашивать ее, набрасывать на эту жизнь романтический флер. Никогда еще до сих пор, утверждает Флобер, не была поставлена с такой силой «великая проблема реализма». «Великой проблемой реализма» он и называет разрушение всех романтических иллюзий, всяческих попыток так или иначе лакировать действительность.
Флобер направляет роман против буржуазной тупости и скудоумия, против пошлости и лжи во всех их проявлениях, а также направляет его против реакционной буржуазной литературы, пытавшейся романтизировать этот мир пошлости и оскудения, приукрасить его и завуалировать, отказавшись тем самым от правдивого его изображения.
Уничтожить эту романтическую ложь было также весьма важной обличительной задачей писателя.
Роман Флобера становится, таким образом, скрытой полемикой с романтизмом. Мечта, идеальные герои - все то, что поэтизировали романтики, развенчано автором.
Эмма поверила в то, что мечта о прекрасной любви может стать реальностью, может воплотиться в жизнь, но жизнь жестоко ее разочаровала. В этом – ее трагедия.
Будучи писателем второй половины XIX века, стремясь включить читателя в творческий процесс, Флобер обращается к символизму. Символичной становится встреча Эммы с нищим калекой. Смысл его фривольной песенки с каждой поездкой Эммы в Руан всё более выявляет сущность трагедии нравственного падения главной героини
Гибель Эммы Бовари обусловлена ее внутренним падением в пошлость провинциальной жизни, что было определено иллюзорностью, книжностью идеалов и стремлений. Флобер реалистически подчеркивает трагизм образа тем, что героиня не могла противостоять окружающей социальной действительности, поскольку сама была ее порождением. Т.е. другими словами, трагедия Эммы в том, что пошлой жизни она противопоставляет пошлые идеалы, не понимая их пошлости.
Флобер борется за утверждение романа нового типа. С его точки зрения, литература — один из важных факторов, влияющих на жизнь человека. Исследуя причинно-следственные связи, писатель особо подчеркивает, что едва ли не главной причиной ложной мечтательности и экзальтации Эммы, ошибочного понимания ею своих поступков стали книги, где «только и были что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, почтальоны, которых убивают на всех станциях, лошади, которых загоняют на каждой странице...»[14].
Романом «Госпожа Бовари» Флобер несомненно совершил подлинный переворот во французском и европейском искусстве.
И что еще весьма важно, в романе обозначен кризис романтической мечты: ничтожность мечтаний героини (мечта ее пошлая: о блестящих паркетах, зеркальных салонах, красивых платьях). Трагика романа в том, что Флобер не находит в действительности ничего, что могло бы противостоять разоблаченной им мечте. Он показывает, как эта мечта в современных условиях смешна, несостоятельна и пуста.