ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПОНЯТИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ Н. И. ЖИНКИНА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
?
Читать дальше
Речь человека является уникальным продукт эволюции. Сложившись исторически, как форма взаимодействия в обществе, речь служит средством роста, развития.
Речь реализует систему языка, является непосредственным актом коммуникации. Речевой процесс есть речевая деятельность.
Речевая деятельность рассматривается как наиболее сложный вид деятельности человека. Сама по себе, как самостоятельный вид деятельности, она, по мнению одних ученых, встречается крайне редко, по мнению других – вовсе не существует.
Речевая деятельность призвана обслуживать все другие виды деятельности, а, следовательно, и включает их в свою структуру.
Исследователи речи и речевой деятельности отмечают, что любая другая деятельность на две трети состоит из речевой деятельности. Многие из них, такие как, например, познавательная или трудовая, не представляют своего существования в отрыве от речевой деятельности. Кроме того, от умелости осуществлять речевую деятельность зависит и эффективность других видов деятельности.
Речь, как форма общения посредством упорядоченных языковых конструкций, предполагает не только формулирование мыслей, но и восприятие и понимание этих конструкций. Со временем из коротких отрывистых фраз древнего человека сложилась красивая речь, породившая целое направление искусства – литературу.
Речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
Переломным моментов в изучении речевой деятельности является разделение понятий язык – речь – речевая деятельность. Компоненты данной триады неразрывно связаны друг с другом.
Николай Иванович Жинкин, российский лингвист и психолог, исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций. Динамической «произносительной» единицей речи он обозначил слог. Основными интересами в этой области для ученого были психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся.
Н. И. Жинкин наметил общие контуры механизма речи и синтезировал то, что по отдельности ускользало от наблюдения при рассмотрении отдельных направлений, изучающих речевой процесс.
Таким образом Н. И. Жинкин выделил три системы, обеспечивающие акустический эффект произносимой речи. К данным системам относятся генераторная (органы, генерирующие звук), резонаторная (органы, резонирующие звук) и энергетическая (механизм дыхания), управляемые двумя уровнями регуляции произнесения слов – произвольным и непроизвольным.
Читать дальше
Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 1008 с.
Глухов В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2012. – 351 с.
Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. – М.: Издательство «Лабиринт», 2011. – 304с.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2011. – 287 с.
Педагогическое Речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 312 с.
Читать дальше