Общие положения
Сигнальные системы — это способ взаимодействия сенсорного восприятия с когнитивными процессами. И. П. Павлов предложил эту концепцию с целью различения высшей нервной деятельности человека от более примитивных форм активности животных. Задача сигнальных систем — помогать организму адаптироваться к окружающему миру, регулируя как рефлексы, так и сложные мыслительные процессы.
Первая сигнальная система
Первая сигнальная система характерна как для людей, так и для животных. Она базируется на рефлекторных реакциях на непосредственные раздражители из окружающей или внутренней среды. Примером такого ответа является отдергивание руки при касании горячего предмета.
Особенности первой сигнальной системы
К сигналам, вызывающим ответ первой сигнальной системы, относят ощущения, возникающие при передаче нервного сигнала от рецепторов к мозговому отделу сенсорных анализаторов: восприятие формы, цвета, запаха, вкуса, температуры, тактильных ощущений и т.п. Сигналы характеризуются определенностью, и ответ на них — одно из главных свойств первой сигнальной системы. К другим ее характеристикам относятся:
- Подкрепление безусловным раздражителем. К этому относится поиск более подходящей пищи, жилья, партнера для размножения и т.п. Ответы первой сигнальной системы усиливаются безусловными раздражителями, например, еда, угроза. Раздражители вызывают врожденные реакции, способствующие выживанию: желание поесть при голоде, страх при встрече с опасностью.
- Биологическая природа целевого приспособления. И люди, и животные стремятся к комфортным внешним условиям для улучшения жизнедеятельности. Первая сигнальная система направлена на удовлетворение базовых биологических потребностей: поиск пищи, укрытия или партнера для размножения. Это позволяет улучшить условия жизни и поддерживать выживание.
Вторая сигнальная система
Она является новым способом сигнализации и появилась у человека в результате становления общества и социализации. Последующее развитие системы привело к формированию речи, появлению абстрактного мышления и сознания. Возникновение речи стало возможным благодаря изменению анатомии человека: развитие голосового аппарата, больший объем мозга.
Особенности второй сигнальной системы
К характеристикам второй сигнальной системы относятся:
- Реакция на символы, например, слова, знаки, рисунки, жесты, представляющие абстрактные идеи или объекты. Принципиальной разницей слов и обычных сенсорных раздражителей является наличие конкретного семантического (смыслового) значения за звуковым или визуальным образом в форме озвученного или записанного слова. Слово «яблоко» символизирует реальное яблоко, и его значение понимается в контексте языка и культуры.
- Замена раздражителей первой системы. Вторая сигнальная система способна заменять непосредственные раздражители первой системы. Это означает, что слова или символы вызывают аналогичные реакции, как и объекты окружающей действительности. Слово «вода» может вызвать чувство жажды, даже если воды нет рядом.
- Работа обоих полушарий мозга. Для функционирования второй сигнальной системы требуется участие обоих полушарий головного мозга. Левое отвечает за обработку языка и текстов, а правое связано с восприятием образов и контекста.
- Способность к абстрактному мышлению. Вторая сигнальная система позволяет человеку возможность думать абстрактно, рассуждать и решать сложные задачи, не имеющих прямого сенсорного воплощения. Это важный аспект планирования и анализа.
- Интеграция с культурными и социальными нормами. Она не только развивает абстрактное мышление, но и интегрируется с культурными и социальными нормами. Через обучение и социализацию человек осваивает и передает культурное наследие, что позволяет ему комфортно находиться в обществе.
Взаимодействие первой и второй сигнальных систем
Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами является сложным и многогранным.
Основные аспекты их взаимодействия:
- Избирательная иррадиация нервных процессов. Взаимодействие между системами проявляется влиянием одной на другую через нервные связи. Например, эмоциональные реакции на слова (вторая сигнальная) могут усиливать или ослаблять рефлекторный ответ (первая сигнальная). Так, информация о потенциальной опасности, выраженная словом, усиливает физическую реакцию страха.
- Иррадиация торможения. Между системами происходит процесс торможения, что означает, что одна система способна подавить другую. Это помогает сбалансировать непосредственные реакции и абстрактное мышление. Например, в стрессовой ситуации слова становятся сигналом к действию, но, если требуется анализ, торможение первой системы помогает сосредоточиться на абстрактном понимании угрозы.
- Процесс онтогенеза. Развитие сигнальных систем проходит через несколько этапов. Сначала формируются условные рефлексы первой сигнальной системы. Постепенно развиваются нервные ответы на словесные раздражители, что ведет к формированию второй сигнальной системы. Дети сначала учатся ассоциировать слова с конкретными объектами, затем начинают понимать действия и эмоции. В процессе взросления расширяется словарный запас и формируются сложные речевые и двигательные навыки.
- Роль социальных взаимодействий. Вторая сигнальная система стремительно развивается путем социального взаимодействия и обучения. Через общение, чтение и обучение люди усваивают культурные и социальные символы, которые становятся частью когнитивной структуры. Эти навыки развивают сложное мышление, расширяют возможности восприятия и интерпретации мира.
Фото: Сравнение 1-й и 2-й сигнальных систем человека. Источник: Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах.
Таким образом, первая и вторая сигнальные системы работают в сочетании, обеспечивая многогранное восприятие и адаптацию человека к окружающему миру. Первая отвечает за базовые рефлексы и реакции на непосредственные стимулы, а вторая способствует обработке абстрактных символов и управлению сложными когнитивными процессами. Их комплексное взаимодействие позволяет эффективно воспринимать, адаптироваться и развиваться в изменяющемся мире, создавая основу высокоорганизованного поведения и когнитивных возможностей человека.