Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение 1 Сдерживание покупательной способности потребителя величиной доходов становится бюджетным ограничением.
Заметка Бюджетное ограничение не позволяет потребителю тратить на покупку товаров больше, чем может позволить его бюджет.
Принято различать финансовые и нефинансовые (рис.1) факторы ограничения бюджета.
Рисунок 1. Факторы ограничения бюджета
Цена на товары, доходы и субъективные восприятия покупателя (рис.1) создают спрос.
Предположим, получив доход (I), покупатель приобрел два (блага): продукт Х и Y, цены которых Px и Py. Построим (рис.2) линию бюджета.
Рисунок 2. Линия бюджета
В момент пересечения линии бюджета и оси X (рис.2), покупатель свой бюджет тратит на продукт X. В момент касания оси Y – наоборот. Возможны и промежуточные варианты.
Уравнение ограничения бюджета (формула 1):
При увеличении бюджета (рис.3), бюджетная линия потребителя перемещается вправо, при снижении бюджета – влево параллельно основной линии (рис.3).
Рисунок 3. Увеличение и снижение бюджета
Бюджетная линия при снижении стоимости товара Х, развернется вправо по оси абсцисс (рис.4).
Рисунок 4. Снижение стоимости товара
Следовательно, располагая той же суммой бюджета, потребитель купит большее количество товара Х (рис.4) по низкой цене.
Определение 2
Линия безразличия это сочетание двух товаров, имеющих одинаковую значимость, следовательно, потребителю безразлично, который набор выбрать.
Соединив бюджетную линию и линии безразличия, получим значение потребительского оптимума (Е) – точку равновесия для покупателя (рис.5).
Рисунок 5. Точка оптимума
Благосостояние покупателя находится в точке соприкосновения линии бюджета и кривой безразличия (рис.5).
Определение 3
Точка оптимума – это наибольшая польза для покупателя при ограниченном спросе.