Рады, что вам понравилась статья 😊
В начале своего существования Советская Россия стояла перед вызовами политического и экономического характера, угрожавшими ее существованию. Опустошительные войны, иностранные интервенции, внутренние волнения требовали принятия чрезвычайных мер для поддержания жизнеспособности государства.
Первой такой мерой являлась политика «военного коммунизма», заключавшаяся в одномоментном установлении социалистического общества без товарно-денежного обмена, частной собственности. Предполагалось, что если действовать по известному принципу «все взять и поделить», то в Советском государстве сразу установится общество социальной справедливости.
У крестьян в порядке продразверстки изымались «излишки» зерна и других сельскохозяйственных продуктов в размере до 70% от их запасов для общественного распределения. Стоимость изъятого компенсировалась лишь частично. Все фабричные предприятия были национализированы и переданы под государственное управление. Из-за ряда объективных причин эти предприятия не могли обеспечивать необходимый выпуск, реализацию и модернизацию продукции, что означало ухудшение положения рабочих.
Советский народ начинал роптать. Все чаще возникали народные волнения, самым большим из которых стало Кронштадтское восстание 1 марта 1921 года.
В результате политика «военного коммунизма» привела страну к банкротству и разрухе. С 1920-х годов руководством Советской России для восстановления разрушенной экономики и стабилизации общества было принято решение о введении новой экономической политики (НЭПа). Инициатором новой политики, обладавшим достаточным политическим весом и авторитетом для изменения курса советского государства обратно в сторону капиталистических отношений, выступил Владимир Ильич Ленин.
НЭП был принят по ряду причин: политика «военного коммунизма», утратила свою актуальность и эффективность; большая часть промышленных производств была разрушена, значительная часть российской интеллигенции, а также ученых и инженеров эмигрировали за рубеж, политика продразверстки вызывала недовольство крестьян, между сельскими и городскими жителями наблюдался все больший разрыв в уровне и условиях жизни.
В связи с этими причинами советское руководство и принимает решение о необходимости введения нового политического курса управления государством, который должен был решить экономический кризис, восстановить разрушенное хозяйство, а также создать крепкую основу для процветания социалистического общества.
Для того, чтобы преодолеть социально-экономический и политический кризисы, вызванные политикой «военного коммунизма», была введена новая экономическая политика (НЭП). В. И. Ленин 08 марта 1921 г. на X Съезде РКП(б) провозгласил переход политики государства на НЭП. На этом же съезде советским руководством было признано, что достижение коммунизма методами «военного коммунизма» нереализуемо.
В своих дальнейших выступлениях (стенограмма «Доклад о концессиях на заседании коммунистической фракции ВЦСПС 11 апреля 1921 г.») В.И. Ленин разъяснял, что для достижения серьезного экономического сдвига в главных отраслях промышленности и улучшения экономики государству нужно пойти на жертвы, лишения и неудобства.
Внедрение НЭПа было обусловлено необходимостью достижения ряда целей:
Ключевой внутренней целью внедрения НЭПа было примирение народных масс, не воспринявших на практике построение социалистического общества. Поскольку новая политика предполагала использование элементов рыночной экономики, она рассматривалась только как краткосрочное средство развития советского государства.
Переход к политике НЭПа не осуществлялся одномоментно. Ход его принятия свидетельствует о вынужденном характере мер, необходимых для стабилизации ситуации в стране. Экономика требовала изменений, а политическая власть постепенно послабляла введенные ранее ограничения рыночных отношений.
К началу 1920 года началось обсуждение мер по замене неэффективной в экономическом плане продразверстки. Одним из первых озвучивших эту идею был Ю.М. Ларин, предложивший вместо нее установление натурального налога и осуществление закупок сельскохозяйственной продукции у крестьянства. Отклика у коллег по партии эта идея не вызвала.
В феврале 1920 года Лев Троцкий предлагает установление налога и вместо закупки с/х продукции осуществление ее обмена на промышленные товары через создаваемые государством фонды. В течение года эта инициатива также критиковалась.
После окончания X съезда РКП(б) издается Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года о замене разверстки натуральным налогом. Точный размер налога в Декрете не указан. Пункт 2 Декрета устанавливает, что налог должен быть меньше разверстки и при этом постоянно уменьшаться.
Через неделю, 28 марта 1921 года, Совет народных комиссаров РСФСР издает декрет, частично восстанавливающий рыночные отношения в сельском хозяйстве в ряде губерний. Продукция, подлежащая свободному обмену — хлеб, зерно, картофель и сено.
10 дней спустя Декретом от 07 апреля 1921 СНК РСФСР провозглашает создание потребительских обществ, по сути — юридических лиц с монопольным правом реализации населению промышленной и сельскохозяйственной продукции и правом вести самостоятельную хозяйственную деятельность.
17 мая 1921 новым декретом разрешена частная мелкая и кустарная промышленность и кустарная сельскохозяйственная кооперация. Говоря современным языком — государство разрешило мелкий бизнес.
24 мая 1921 года мелкому бизнесу разрешен свободный обмен, покупка и продажа оставшейся после налогообложения продукции.
05 июля 1921 года разрешается заключение срочных договоров аренды на государственные предприятия.
07 июля 1921 года совместным декретом ВЦИК и СНК урегулированы вопросы создания мелкопромышленных частных предприятий, не подлежащих национализации или муниципализации.
Работа по возрождению, регулированию рыночных отношений не ограничивалась декретами и продолжалась в течение действия политики НЭПа. Показательным является Земельный кодекс РСФСР, принятый 30 октября 2022 года. В нем урегулированы вопросы земельной собственности, аренды земли и частного труда на ней.
Суть НЭПа заключалась в санкционировании частной торговой деятельности, изменения неэффективной валютной политики, развитии кооперации и ограниченном использовании рыночных механизмов. Ключевыми направлениями реализации политики выступили торгово-финансовые отношения, сельское хозяйство и промышленность.
Обесценившаяся валюта, находившаяся в обращении с 1919 года ⎯ совзнак нуждался в деноминации. В 1923 году 1 миллион старых совзнаков равнялся 1 новому. Вместо этой валюты, никогда официально не называвшейся деньгами, вводится обеспеченная золотом денежная единица — червонец. Новый денежный знак вызвал большее доверие у населения и за границей, позволил стабилизировать инфляцию.
Государственный аппарат санкционировал кредитование и капитальное инвестирование через созданные кредитные учреждения. Вкупе с возможностями для ведения частной промышленной и сельскохозяйственной деятельности, регулированием вопросов частной собственности, эти меры дали толчок для развития экономики.
Натуральный налог, введенный вместо разверстки, оставлял крестьянским хозяйствам излишки для личных нужд. Крестьяне теперь могли их продать или обменять на промышленные товары, распределяемые через созданные государством потребительские кооперативы.
У крестьянства появилась мотивация для наращивания объемов производимой продукции. Рывок в сельскохозяйственном производстве был настолько велик, что государству не хватило промышленных товаров для обмена на сдаваемую крестьянами продукцию.
Возникновение хозрасчетных предприятий, которые после выполнения государственных заданий могли самостоятельно распоряжаться своими доходами, мелких частных предприятий оживило товарооборот в стране. К 2021 году в Советской России был серьезный дефицит товаров народного потребления. Полноценно его преодолеть не удалось, что подтверждается ситуацией с обменом промышленной продукции на сельскохозяйственную.
Ориентирование на мелкую и кустарную промышленность в годы НЭПа замедляло развитие тяжелой промышленности, металлургии и оборонного комплекса. Недостаточное стимулирование промышленности впоследствии станет одной из причин окончания НЭПа.
Руководство советского государства начало сворачивать политику НЭПа постепенно с середины 1926 годов. К этому времени процент в торгово-рыночных отношениях приходящийся на долю частных предпринимателей существенно снизился. Государство прочно занимало место монополиста в торговле на рынке.
Отставание промышленного сектора от сельскохозяйственного вылилось в хлебозаготовительный кризис 1927-1928 года. Менять сельскохозяйственные товары на промышленные не получалось, а закупочные цены к 1927 году оказались занижены. Обострение международной обстановки и повышенная вероятность новой войны с капиталистами заставили пересмотреть государственную политику в отношении тяжелой промышленности.
Гражданское общество необходимо мобилизовать на индустриализацию в рамках Первого пятилетнего плана, реализуемого с 1928 года. Плановая индустриализация не согласовывалась с политикой НЭПа, поощрявшей частную деятельность в ущерб государственным планам.
В 1929 году советское руководство принимает решение о переходе сельского хозяйства в коллективную форму организации (раскулачивание). Местным органам было дано указание переводить крестьян-единоличников в коллективные хозяйства для реализации государственных планов хлебозаготовок.
11 октября 1931 года переход от частной торговли к социалистической плановой был оформлен путем создания комитета цен, призванного ликвидировать остатки спекуляции от частных торговцев. Не являясь прямым запретом частной торговли, постановление устанавливало тарифный метод реализации продукции, что означало прекращение частных рыночных отношений.
Введение НЭПа сыграло значительную роль в развитии советского государства. Поставленные цели были отчасти достигнуты. К положительным результатам НЭПа относятся:
Несмотря на положительные результаты новая экономическая политика имела значительное количество минусов, к которым относятся:
Новая экономическая политика вызывала противоречия между политикой и экономикой. Главным противоречием была невозможность функционирования частично рыночной экономики с признанием частной собственности при однопартийном политическом режиме, стремящемся к построению коммунистического общества, основой которого выступала коллективная собственность.