14.07.2024
#доклад
#конференция
42

Рыночное равновесие и его виды: трактовка и факторы, влияющие на него

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие рыночного равновесия
  2. Законы спроса и предложения
  3. Определение точки равновесия
  4. Виды рыночного равновесия
  5. Факторы, влияющие на рыночное равновесие
  6. Нарушение рыночного равновесия
  7. Восстановление равновесия

Понятие рыночного равновесия

Рыночным равновесием называют такое положение на конкурентном рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Это понятие — основа традиционной экономической теории. При наличии конкурирующих между собой продавцов связка спрос-предложение корректирует рыночную цену до тех пор, пока число покупок не начнет совпадать с количеством выпущенного на рынок товара.

Базовыми характеристиками рыночного равновесия считаются две величины:

  • равновесная цена — это та стоимость, при которой достигается идеальное совпадение спроса и предложения; 
  • равновесное количество товара — это такой объем производства, при котором на рынке не наблюдается ни излишка, ни дефицита товара.

Основной вклад в изучение рыночного равновесия обычно связывают с именами экономистов А. Маршалла и Л. Вальраса. Первый рассматривал это понятие на уровне микроэкономики и за основу расчета баланса брал рынок отдельного товара.Л. Вальрас предпочитал общую картину совокупного равновесия, охватывающую все товарные рынки.

Рыночное равновесие обладает определенным набором свойств. К ним относятся следующие:

  • рыночное равновесие — понятие, которое может относиться как к целому сегменту промышленности, так и к отдельному товару;
  • для одной цены есть единственное количество товара, при котором получится достигнуть баланса;
  • возможно несколько комбинаций цена-объем, при которых достигается равновесная точка;
  • при любой положительной цене спрос с предложением всегда неравны.

Идеальное рыночное равновесие — это чисто гипотетическая концепция. В истории его достижение ни разу не было зафиксировано. В условиях реального рынка его достижение невозможно. Всегда либо часть товара заданного сегмента остается невостребованной (при уровне цен выше равновесной), либо какое-то количество продукции оказалось в дефиците и потребительский спрос не был в полной мере удовлетворен (при уровне цен ниже равновесной). Однако это не мешает рынку постоянно стремиться к балансу. Поэтому в идеальных экономических условиях цена всегда будет стремиться к своему стабильному диапазону.

Законы спроса и предложения

Спрос и предложение — основные факторы, определяющие равновесие на рынке. Однако они не статичны, и под влиянием множества обстоятельств постоянно меняются. Именно из-за постоянного роста и сокращения спроса и предложения достигнуть баланса становится крайне сложно. Понять механизмы их действия помогают законы:

  1. Закон, описывающий динамику спроса: «Повышение цены товара вызывает сокращение спроса на него». Закон имеет и обратную силу — снижение цены увеличивает спрос.
  2. Закон, описывающий динамику предложения: «При постоянных прочих факторах повышение цены на товар вызывает рост предложения». Снижение цены приводит к сокращению предложения.

Зависимость цены и предложения однонаправлены, а цены и спроса — разнонаправлены.

Помимо цены на спрос и предложение влияют неценовые факторы. К таковым можно отнести благосостояние общества, сезонность, мода, инфляционные и социально-политические ожидания, количество конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей и комплементарных товаров, доступность ресурсов и др. На динамику спроса влияют и такие критерии как «Цена — как показатель качества», эффекты Веблена и Гиффена.

Определение точки равновесия

Существуют три способа определения точки равновесия — табличный, графический и алгебраический. Первый почти не применяется из-за громоздкости и трудоемкости проведения расчетов. Чаще всего экономисты применяют графический способ, позволяющий наглядно увидеть, где расположена точка рыночного равновесия.

Графическая интерпретация равновесия рынка

Рисунок 1. Графическая интерпретация равновесия рынка

Точка пересечения графиков спроса и предложения показывает состояние равновесия Qs=Qd. Положение, где цена превышает равновесное значение (выше точки А) приводит к появлению избытка товара на рынке Qs>Qd. В ситуации, когда цена устанавливается ниже равновесного значения (ниже точки А), наблюдается нехватка или дефицит Qs<Qd.

Изменение положения кривых спроса и предложения на графике

Рисунок 2. Изменение положения кривых спроса и предложения на графике

На конкурентном рынке происходят постоянные изменения в спросе и предложении. Это приводит к перемещению кривых их графиков относительно оси. Например, при снижении цены возникает дефицит продукции. В краткосрочном периоде нехватка товара вызывает повышение его стоимости и перемещение кривой спроса из положения D1 в положение D2. Такая динамика стимулирует производителей увеличивать объемы выпуска. Постепенно происходит насыщение спроса и достижение равновесного состояния. В определенный момент предложение начинает превышать спрос. Это приводит к снижению цен и свертыванию производства.

Виды рыночного равновесия

Экономисты выделяют два критерия, по которым классифицируют рыночное равновесие — временной фактор и степень устойчивости. В соответствии с первым параметром выделяют виды:

  1. Мгновенное. Рассматривает самый короткий временной интервал, при котором происходит изменение спроса при сохранении прежней насыщенности рынка. Последний при этом будет характеризоваться совершенной неэластичностью. Пример мгновенного равновесия: из-за заморозков в конце весны снизилась урожайность ягод. В результате произошел рост цен на них при сохранении прошлогодних объемов продаж (точка Т1).
  2. Краткосрочное. Это такая рыночная комбинация, при которой продавцы в ответ на скачок спроса увеличивают предложение товара. Причем достигается это за счет дополнительной загрузки производственного оборудования (обычно путем введения еще одной рабочей смены), а не появления новых участников на рынке. При этом установится равновесная цена выше изначальной, но ниже, чем при мгновенном равновесии (точка Т2).
  3. Долгосрочное. Это рыночная ситуация, при которой увеличение предложения происходит за счет интенсивного наращивания производства (совершенствования технологии), увеличения количества продавцов и используемых ресурсов (точка Т3).

Графическое отображение видов равновесия

Рисунок 3. Графическое отображение видов равновесия

С точки зрения стабильности равновесие делят на устойчивое и неустойчивое. Для первого варианта характерна гибкость рынка, возможность возвращения в прежнее сбалансированное состояние после нарушения. Если же этого не происходит и устанавливается новая равновесная точка, значит рынок неустойчивый.

Устойчивость бывает:

  • абсолютной (или идеальной) — утопическая ситуация в экономике, 100% сбалансирование интересов всех участников рынка;
  • относительной — приближенный к идеальному баланс экономической системы, сложившийся с учетом влияния внутренних и внешних факторов;
  • локальной — это устойчивость, установившаяся в определенных границах ценовых колебаний; 
  • глобальной — тип устойчивости, где равновесие достигается при любом ценовом диапазоне.

На практике добиться устойчивости рынка сложно, т.к. на цены и объемы предложения влияет комплекс различных факторов.

Факторы, влияющие на рыночное равновесие

Равновесие уязвимо для внутренних и внешних воздействий и зависит не только от колебания спроса и предложения. К факторам, влияющим на баланс рынка, относят:

  • затраты на сырье, материалы и прочие производственные и управленческие издержки;
  • доходы потенциальных покупателей;
  • качество, предельная полезность и ценность продукта для потребителя;
  • бюджетно-налоговая политика и прочие правовые аспекты;
  • цены на аналогичные товары;
  • развитие технологии и достижения НТП;
  • ожидания реального сектора экономики и др.

Некоторые из перечисленных воздействий прямо влияют на рыночное равновесие. К таким можно отнести доходы покупателей, расходы на ресурсы. Наряду с ними существуют факторы косвенного воздействия, не оказывающие прямого влияния на вариации спроса и предложения, но влияющие на итоговую расстановку сил на рынке.

Нарушение рыночного равновесия

Под влиянием ценовых и неценовых факторов кривые спроса постоянно смещаются. Нарушение равновесия может спровоцировать государственное вмешательство в экономику, неэффективный рынок труда, действия поставщиков и пр. Колебания рыночного равновесия могут иметь затухающий, взрывной или стационарный характер. Их итогом обычно становится новый баланс спроса и предложения.

При росте спроса подскакивает равновесная цена и увеличиваются объемы продаж. Его сокращение вызывает обратные явления. При увеличении рыночного предложения повышается объем выпуска продукции и происходит снижение цены. Его сокращение приводит к повышению стоимости на продукцию и уменьшению равновесного объема.

Восстановление равновесия

Причины нарушения рыночного равновесия рассматривались еще на этапе становления экономики как науки. Так, А. Маршалл объяснял этот феномен манипуляциями с объемами предложения со стороны продавцов. По его логике при любом масштабе производства ниже равновесного значения цена предложения меньше стоимости спроса. Это позволит им продавать товар по более высоким ценам, увеличивая свою прибыль. Высокая доходность приведет в отрасль новых продавцов, что увеличит предложение, постепенно вернув рынок в равновесное значение.

Функции спроса и предложения по Маршаллу:

Функции спроса и предложения по Маршаллу

Модель рыночного равновесия Маршалла применяется для описания экономических процессов в долгосрочной перспективе.

Вальрас причинами нарушения рыночного равновесия видел ценовые колебания. Повышение стоимости товара приводит к тому, что предложение начинает превышать спрос. В результате появляется избыток товара. Чтобы избавиться от него производители вынуждены снизить цену до точки равновесия.

Функции спроса и предложения по Вальрасу:

Функции спроса и предложения по Вальрасу

Модель равновесия Вальраса подходит для описания тенденций рынка в краткосрочной перспективе.

Эти две модели наглядно демонстрируют, что рынок обладает способностью к автоматическому балансированию. Какие бы факторы не влияли на спрос и предложение, их объемы будут стремиться к оптимальным для экономики значениям.

Анализ рыночного равновесия имеет большое значение для анализа экономической ситуации. Баланс спроса и предложения — это универсальный инструмент, позволяющий оценить широкий круг вопросов — влияние мировых тенденций, системы налогообложения, технологической и технической эффективности, мер государственной поддержки и прочего на местное производство и потребление. 

Точка рыночного равновесия служит ориентиром для участников рынка. Это своеобразный норматив распределения продукции. При невозможности повлиять на равновесную цену и желании максимизировать прибыль производители стремятся сокращать собственные издержки. В этом проявляется ее стимулирующая функция. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!