Рады, что вам понравилась статья 😊
Рыночным равновесием называют такое положение на конкурентном рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Это понятие — основа традиционной экономической теории. При наличии конкурирующих между собой продавцов связка спрос-предложение корректирует рыночную цену до тех пор, пока число покупок не начнет совпадать с количеством выпущенного на рынок товара.
Базовыми характеристиками рыночного равновесия считаются две величины:
Основной вклад в изучение рыночного равновесия обычно связывают с именами экономистов А. Маршалла и Л. Вальраса. Первый рассматривал это понятие на уровне микроэкономики и за основу расчета баланса брал рынок отдельного товара.Л. Вальрас предпочитал общую картину совокупного равновесия, охватывающую все товарные рынки.
Рыночное равновесие обладает определенным набором свойств. К ним относятся следующие:
Идеальное рыночное равновесие — это чисто гипотетическая концепция. В истории его достижение ни разу не было зафиксировано. В условиях реального рынка его достижение невозможно. Всегда либо часть товара заданного сегмента остается невостребованной (при уровне цен выше равновесной), либо какое-то количество продукции оказалось в дефиците и потребительский спрос не был в полной мере удовлетворен (при уровне цен ниже равновесной). Однако это не мешает рынку постоянно стремиться к балансу. Поэтому в идеальных экономических условиях цена всегда будет стремиться к своему стабильному диапазону.
Спрос и предложение — основные факторы, определяющие равновесие на рынке. Однако они не статичны, и под влиянием множества обстоятельств постоянно меняются. Именно из-за постоянного роста и сокращения спроса и предложения достигнуть баланса становится крайне сложно. Понять механизмы их действия помогают законы:
Зависимость цены и предложения однонаправлены, а цены и спроса — разнонаправлены.
Помимо цены на спрос и предложение влияют неценовые факторы. К таковым можно отнести благосостояние общества, сезонность, мода, инфляционные и социально-политические ожидания, количество конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей и комплементарных товаров, доступность ресурсов и др. На динамику спроса влияют и такие критерии как «Цена — как показатель качества», эффекты Веблена и Гиффена.
Существуют три способа определения точки равновесия — табличный, графический и алгебраический. Первый почти не применяется из-за громоздкости и трудоемкости проведения расчетов. Чаще всего экономисты применяют графический способ, позволяющий наглядно увидеть, где расположена точка рыночного равновесия.
Рисунок 1. Графическая интерпретация равновесия рынка
Точка пересечения графиков спроса и предложения показывает состояние равновесия Qs=Qd. Положение, где цена превышает равновесное значение (выше точки А) приводит к появлению избытка товара на рынке Qs>Qd. В ситуации, когда цена устанавливается ниже равновесного значения (ниже точки А), наблюдается нехватка или дефицит Qs<Qd.
Рисунок 2. Изменение положения кривых спроса и предложения на графике
На конкурентном рынке происходят постоянные изменения в спросе и предложении. Это приводит к перемещению кривых их графиков относительно оси. Например, при снижении цены возникает дефицит продукции. В краткосрочном периоде нехватка товара вызывает повышение его стоимости и перемещение кривой спроса из положения D1 в положение D2. Такая динамика стимулирует производителей увеличивать объемы выпуска. Постепенно происходит насыщение спроса и достижение равновесного состояния. В определенный момент предложение начинает превышать спрос. Это приводит к снижению цен и свертыванию производства.
Экономисты выделяют два критерия, по которым классифицируют рыночное равновесие — временной фактор и степень устойчивости. В соответствии с первым параметром выделяют виды:
Рисунок 3. Графическое отображение видов равновесия
С точки зрения стабильности равновесие делят на устойчивое и неустойчивое. Для первого варианта характерна гибкость рынка, возможность возвращения в прежнее сбалансированное состояние после нарушения. Если же этого не происходит и устанавливается новая равновесная точка, значит рынок неустойчивый.
Устойчивость бывает:
На практике добиться устойчивости рынка сложно, т.к. на цены и объемы предложения влияет комплекс различных факторов.
Равновесие уязвимо для внутренних и внешних воздействий и зависит не только от колебания спроса и предложения. К факторам, влияющим на баланс рынка, относят:
Некоторые из перечисленных воздействий прямо влияют на рыночное равновесие. К таким можно отнести доходы покупателей, расходы на ресурсы. Наряду с ними существуют факторы косвенного воздействия, не оказывающие прямого влияния на вариации спроса и предложения, но влияющие на итоговую расстановку сил на рынке.
Под влиянием ценовых и неценовых факторов кривые спроса постоянно смещаются. Нарушение равновесия может спровоцировать государственное вмешательство в экономику, неэффективный рынок труда, действия поставщиков и пр. Колебания рыночного равновесия могут иметь затухающий, взрывной или стационарный характер. Их итогом обычно становится новый баланс спроса и предложения.
При росте спроса подскакивает равновесная цена и увеличиваются объемы продаж. Его сокращение вызывает обратные явления. При увеличении рыночного предложения повышается объем выпуска продукции и происходит снижение цены. Его сокращение приводит к повышению стоимости на продукцию и уменьшению равновесного объема.
Причины нарушения рыночного равновесия рассматривались еще на этапе становления экономики как науки. Так, А. Маршалл объяснял этот феномен манипуляциями с объемами предложения со стороны продавцов. По его логике при любом масштабе производства ниже равновесного значения цена предложения меньше стоимости спроса. Это позволит им продавать товар по более высоким ценам, увеличивая свою прибыль. Высокая доходность приведет в отрасль новых продавцов, что увеличит предложение, постепенно вернув рынок в равновесное значение.
Функции спроса и предложения по Маршаллу:
Модель рыночного равновесия Маршалла применяется для описания экономических процессов в долгосрочной перспективе.
Вальрас причинами нарушения рыночного равновесия видел ценовые колебания. Повышение стоимости товара приводит к тому, что предложение начинает превышать спрос. В результате появляется избыток товара. Чтобы избавиться от него производители вынуждены снизить цену до точки равновесия.
Функции спроса и предложения по Вальрасу:
Модель равновесия Вальраса подходит для описания тенденций рынка в краткосрочной перспективе.
Эти две модели наглядно демонстрируют, что рынок обладает способностью к автоматическому балансированию. Какие бы факторы не влияли на спрос и предложение, их объемы будут стремиться к оптимальным для экономики значениям.
Анализ рыночного равновесия имеет большое значение для анализа экономической ситуации. Баланс спроса и предложения — это универсальный инструмент, позволяющий оценить широкий круг вопросов — влияние мировых тенденций, системы налогообложения, технологической и технической эффективности, мер государственной поддержки и прочего на местное производство и потребление.
Точка рыночного равновесия служит ориентиром для участников рынка. Это своеобразный норматив распределения продукции. При невозможности повлиять на равновесную цену и желании максимизировать прибыль производители стремятся сокращать собственные издержки. В этом проявляется ее стимулирующая функция.