27.07.2024
#доклад
#конференция
42

Рынок: условия возникновения, функции и значимость рынка

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Сущность и условия формирования рынка
  2. Функции и значимость рынка в экономике
  3. Трансакционные издержки и их особенности
  4. Условия работы рыночной экономики
  5. Типы и виды рынков. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Сущность и условия формирования рынка

Определение №1 Рынок – система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, услуг.

В этой системе все взаимодействия между людьми можно назвать куплей-продажей.

Субъекты рынка:

  • продавцы;
  • покупатели.
Часто роли совмещаются.

Объекты рынка:

  • товары  в том числе и факторы производства (труд, земля и т.д.);
  • любые финансовые средства, в том числе и деньги.

Для того, чтобы рынок постоянно развивался необходимо, чтобы:

  • в государстве развивается антимонопольное законодательство;
  • в государстве существует много форм собственности и хозяйствования;
  • в государстве используются объективные экономические законы;
  • в государстве используется разделение труда и специализация;
  • в государстве созданы условия для свободного выбора как покупателей, так и продавцов, а значит исключается монополия.

Функции и значимость рынка в экономике

Рынок может так называться при наличии нерегулируемого спроса и нерегулируемого предложения. Цена товара на рынке формируется балансом спроса и предложения. При сильном государственном регулировании рынок не имеет значения, а в свободной рыночной экономике  рынок открывает возможности развития коммерческой деятельности и передвижения капитала.

К функциям рынка относятся:

  1. Регуляция. Рынком регулируется производство. При высоком спросе продавцы увеличивают производство, при низком сокращают. Цены также подвергаются регуляции. Выбор покупателя, в основном, останавливается на продукции хорошего качества с оптимальной ценой.
  2. Посредничество. У покупателей  и продавцов на рынке полная свобода выбора. Среда, в которой строятся отношения субъектов рынка обязательно конкурентоспособная.
  3. Ценообразование. Соотношение спроса и предложения формирует цену. Высокий спрос повышает цену, высокое предложение — снижает. Динамика цены может показать ценность того или иного продукта для участников рынка.
  4. Информированность. Участникам рынка предоставляется информация о продукте, контрагенте.
  5. Санация. Как через сито отсеиваются неэффективные предприятия. Не выдерживая конкуренции, наиболее слабые уходят с рынка.

Рынок в экономике выступает регулировщиком отношений между продавцом и покупателем. При свободном рынке субъекты самостоятельно регулируют спрос и предложение, а значит и объем производства. Но государственный контроль обязателен, иначе в экономике случаются инфляция, стагнация, безработица и другие экономические явления. Развитость рынка влияет не только на экономику страны, но и на уровень жизни населения и на уровень развития общества в целом. В условиях рынка почти исключается дефицит товаров и услуг.

Трансакционные издержки и их особенности

Определение №2 Трансакционные издержки — затраты, связанные с заключением контрактов, издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

По сути это издержки выявления альтернатив. Осуществляя выбор, субъект рынка принимает решение исходя из имеющихся альтернатив. Но ему известны не все альтернативы, а значит, и возникают издержки при поиске лучшей цены, лучших условия контракта, лучшего контрагента.

  1. Издержки измерения — оценка качества товара, его экспертиза.
  2. Издержки заключения контракта — гарантии контрактов, привлечение третьих сторон.
  3. Издержки юридической защиты выполнения условий контракта.
  4. Издержки оппортунистического поведения — расходы от уклонения от условий контракта.
  5. Издержки от сбора и обработки информации.
  6. Издержки проведения переговоров и принятия решений.Издержки контроля.

Трансакционные издержки можно назвать расходами, возникающими при координации деятельности субъектов рынка и при снятии конфликта между ними.

Определение №3 Трансакция — это передача или делегирование права распоряжаться товаром или услугой в процессе обмена между участниками рыночного процесса.

Целью процесса является экономное использование ресурсов, которые ограничены в данный момент времени. Это можно достигнуть в том числе и минимизацией трансакционных издержек. Если это произошло, то трансакцию можно назвать эффективной.

Американский экономист Оливер Уильямсон предлагает следующее категорирование трансакционных издержек:

  • предполагаемые — расходы, возникшие до подписания контракта;
  • фактические — расходы на контроль или принятые обязательства, возникшие после подписания контракта.

Новая институциональная экономика предлагает теорию трансакционных издержек как свою составную часть. Это теория предлагает одной из форм организации многосторонний договор. Теория ставит перед собой задачу объяснить проблемы эффективности экономических операций, находящихся в некоторых рамках. Есть предположение, что любая экономическая операция несет какие-то затраты. Данная теория противоположна теории «идеального» рынка. Объектом теории считаются многообразие организационных форм. Применяя ее можно сделать правильный выбор вида сотрудничества и формы организации. Но есть пока еще и темные стороны в этой теории: не уточняются операционные издержки, что может негативно повлиять на качество принятия решений.

Условия работы рыночной экономики

Для успешного функционирования рынка есть определенные условия:

  • закон стоимости — стоимость на продукцию устанавливается с учетом стоимости издержек по его созданию и суммы прибыли, которую желает получить продавец от реализации товара.
  • закон равновесия — предложение товаров и услуг на рынке соответствует платежеспособному спросу потребителей этой продукции и услуг. Цена товара зависит от спроса и предложения. Растет спрос, цена товара растет. Растет предложение – цена товара падает.
  • закон экономии ресурсов — при постоянном совершенствовании качества продукции с параллельным процессом снижения издержек.
  • закон конкуренции. Цель субъектов, присутствующих на рынке — получить максимальную выгоду. Условия конкуренции на рынке — двигатель прогресса предпринимательства.

Типы и виды рынков. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Структура рынка многообразна, поэтому можно выделить виды рынков:

1. В зависимости от видов объектов обмена: рынки ценных бумаг, рынок товаров, рынок услуг, рынок капитала, рынок труда, рынок информации, валютный рынок и т.д.

2. В зависимости от территориального охвата:

  • местный (локальный) — ограничен определенной территорией внутри страны;
  • национальный — ограничен территорий страны;
  • мировой.

3. В зависимости от механизма функционирования:

  • свободный — минимизировано государственное управление;
  • монополизированный — ограничена свобода выбора, сконцентрирован на ограниченном количестве производителей;
  • регулируемый — рынок функционирует под контролем государства.

4. В зависимости от отношений с законодательством:

  • легальный — государственное законодательство легализует рынок;
  • серый — это рынок разрешенных товаров, но не разрешенных производителей;
  • черный — функционирование подобных рынков запрещено законодательством.

5. В зависимости от насыщенности:

  • равновесный — товаров и услуг на рынке хватает всем покупателем, спрос и предложение находятся в балансе;
  • дефицитный — спрос превышает предложение, образуется дефицит товаров или услуг.

Преимущества рынка:

  • Свобода выбора у субъектов рынка — и продавцы и покупатели вправе самостоятельно выбрать себе контрагента;
  • Конкуренция — достаточное количество субъектов рынка для того, чтобы выбрать себе контрагента, стимулирует развитие предпринимательства;
  • Влияние на объемы производства, а значит и на экономику государства — рынок сигнализирует производству о необходимости расширения или снижения производства, тем самым влияя на ВВП страны;
  • Влияние на повышение качества услуг, а значит и уровень жизни населения — продавцы, чтобы продать товар, работают над его качеством. Предлагая на рынке лучшее, повышают уровень жизни населения;
  • Эффективное распределение ресурсов — цены на рынке сформированы так, что являются оптимальными и для покупателей и для продавцов. Для последних цена сформирована с учетом включения всех издержек и получения нормальной прибыли.;
  • Гибкое реагирование на изменение условий — изменение спроса сразу же влияет на объемы производства, появление дефицита товара сразу же стимулирует производство.

Недостатки рынка:

  • нет правовой гарантии на труд и доход;
  • неравенство доходов;
  • не влияет на стабильность и развитие науки;
  • удовлетворяет потребности только при наличии денег;
  • не формирует механизмы защиты окружающей среды;
  • риск возникновения монополии, безработицы, инфляции.

Избежать или минимизировать недостатки можно лишь государственным управлением. Необходимо находить баланс между свободой и государственным контролем.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!