Рады, что вам понравилась статья 😊
Рынок зародился шесть тысяч лет назад и, пройдя многочисленные стадии развития, из примитивного варианта трансформировался в развитое экономическое пространство со сложной, многоуровневой структурой. В научных работах каждый ученый дает собственное определение рынку, в частности:
Результатом взаимодействия продавца и покупателя является сделка, основанная на устных или официально оформленных договоренностях. Обе стороны соглашения должны быть удовлетворены исходом сделки, продав или получив конкретное количество товара или услуг определенного качества и утвержденной стоимости. Сделки могут быть двусторонними и односторонними. Если потребителя не устраивают условия, он вправе заключить договор на более выгодных для себя условиях с другим продавцом. Так на рынке возникли понятия «свободная торговля» и «конкуренция».
В научной литературе рынок определяют как систему, механизм, инструмент, форму общения, разновидность товарного хозяйства и т.д. Приведенные понятия дополняют друг друга.
Исключительно участниками рынка определяется структура и составляющие элементы — производители и продавцы, конечные потребители и владельцы денежных средств. Участники формируют строение рынка, логистику, инструменты, позволяющие рыночной системе выполнять определенные функции и действовать как единый механизм.
Ниже приведена классификация по различным критериям, позволяющая определять структуру рынка:
Фото: DALL-E
Неразвитым рынком называют систему отношений между покупателем и продавцом, где преобладают бартерные обмены товарами и услугами. Для свободного или совершенного рынка характерно наличие неограниченного количества субъекта, деятельность которых обусловлено наличием высокой степени конкуренции. Компании и предприниматели самостоятельно выбирают коммерческие направления своей деятельности, организационную форму юридического лица, ассортимент, ценообразование и другие важные факторы. Капитал имеет полную свободу передвижения, все участники рынка обладают исчерпывающей информации о текущей ситуации, могут производить однотипные товары и предлагать аналогичную услуги. В отличии от монополии участники свободного рынка не могут влиять на текущие цены. Отношения между субъекта нет регулируются рыночными механизмами.
Правила регулируемого рынка устанавливаются государством и действующими законами. Он возник в результате гуманизации общества и необходим для соблюдения интересов отдельных членов общества в период негативных изменений экономической ситуации в стране и мире. Всепоглощающий контроль государства приведет к существенным нарушениям рыночной системы. И тогда рынок становится деформированным. Его отличительными чертами является отсутствие многообразна форм хозяйствования и собственности, наличие монополистов, дефицит предложения, скрытая инфляция и теневые экономические процессы. Управлять деформированным рынком приходится органам государственной власти путем директивного планирования. Ярким примером деформированного рынка является плановая экономика, действующая в стране перед развалом Советского Союза.
По сути рынок является системой экономических отношений, поэтому все его составные части должны непрерывно выполнять необходимые функции. В глобальном смысле система разделяется на рынок товаров и услуг, рынок капиталов и рынок рабочей силы. Каждый из этих сегментов отличается специфической структурой. К примеру, рынок товаров и услуг условно разделяется на узкопрофильные рынки (обувной, продуктовый, строительный и т.д.), Рынок капитала содержит в своем составе рынок ценных бумаг и финансовый рынок.
Если внутри рынка правильно функционируют законы спроса, предложения и конкуренции, его структура является саморегулируемой. Огромное значение оказывает тип конкуренции. Например, несовершенной является конкуренция, определяемая монополией или олигополией. В первом случае рыночная власть сконцентрирована в руках только одного производителя. В России самыми известными монополистами являются РЖД, Почта России, Газпром, Транснефть и т.д. Только органы государственной власти наделены полномочиями регулировать монополистический рынок. Олигополия сейчас встречается только в ключевых отраслях экономики. Она заключается в объединении нескольких продавцов во взаимовыгодный союз для монополизации рынка. В России крупнейшие операторы сотовой связи, компании нефтегазовой отрасли и гиганты рынка удобрений объединились в олигополию. По сути, на свободном рынке каждая организация стремится захватить лидирующие позиции, чтобы постепенно вытеснить из своей ниши всех конкурентов и стать монополистом.
Элементы структуры по мере развития рынка трансформируются под влиянием внешних и внутренних факторов. Со временем меняются технологии производства товаров, конкурирующие компании, логистика. Структурные составляющие дополняются новыми под воздействием изменений потребительского спроса и покупательской способности, увеличения или уменьшения рождаемости, внесения поправок в налоговое законодательство. Все эти факторы способны повлиять и на инфраструктуру рынка.
В определении функций рынка сформировалось единое мнение. Рынок решает следующие задачи:
Рынок выступает фильтрующим инструментом, с помощью которого экономика получает сильные конкурентоспособные предприятия, продавцы — исчерпывающую информацию о текущих потребностях общества, а покупатели — качественные товары и услуги, отвечающие всем требованиям.
В это понятие входят все элементы системы, предприятия, ведомства, институты, службы, осуществляющие свою деятельность с целью обеспечения нормальной, бесперебойной работы рынка.
Объекты инфраструктуры позволяют полностью организовывать процессы купли-продажи на рынке, документально оформлять проводимые сделки, ускорять и упрощать все связанные с этим операции.
В рыночной системе существуют разные виды объектов инфраструктуры. Они работают для обеспечения нормальной работы товарного, финансового рынков и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка — это всевозможные товарные биржи, розничные магазины, оптовые базы, ярмарки и т.д. Для функционирования рынка труда необходимы службы занятости, миграционные службы, образовательные учреждения для переподготовки кадров и т.д. Финансовый рынок не может работать без фоновых, инвестиционных и валютных бирж, внебюджетных и коммерческих фондов. Банков и страховых компаний.
В классической интерпретации рыночная инфраструктура содержит торговые сети различной направленности, банковскую систему и биржи. Не менее важны консультативные службы, маркетинговые компании, аудиторские организации.
Основные инфраструктурные объекты рыночной системы:
Инфраструктура рынка, состав и содержание объектов обусловлены его спецификой и функционируют с целью удовлетворения интересов продавцов и покупателей. Инфраструктурные составляющие, как правило, не навязываются государством, их создают участники рынка, исходя из собственных интересов и потребностей. Некоторые объекты функционируют для обеспечения устойчивой деятельности рынка в долгосрочной перспективе. Рынок — важнейшая часть экономики, система, позволяющая регулировать отношения продавцов и покупателей с учетом интересов обеих сторон.