17.08.2024
#доклад
#конференция
42

Структура и инфраструктура рынка: сущность понятий

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие рынка
  2. Классификация рынков
  3. Структура рынка
  4. Основные функции рынка
  5. Понятие «инфраструктура рынка»
  6. Основные элементы инфраструктуры современного рынка 
  7. Функции инфраструктуры рынка

Понятие рынка

Рынок зародился шесть тысяч лет назад и, пройдя многочисленные стадии развития, из примитивного варианта трансформировался в развитое экономическое пространство со сложной, многоуровневой структурой. В научных работах каждый ученый дает собственное определение рынку, в частности:

  • Принимающий различные формы институт или механизм, с помощью которого осуществляется взаимодействие продавца и покупателя.
  • Совокупность различных связей и отношений, возникающих в процессе производства и сбыта товаров конечным потребителям;
  • Сложная, многоуровневая система, обеспечивающая условия для торгов между продавцом и покупателем, преследующих исключительно собственные интересы. 
  • Вид товарного хозяйства с характерными экономическими отношениями, создающимися на основе обмена или продажи товаров и услуг. Обязательным условием рынка является добровольный обмен на деньги (торговля) или другой товар (бартер). 
  • Форма общения равноправных участников, с одной стороны которой выступают производители и коммерческие структуры, а с другой — потребители общественных благ.

Результатом взаимодействия продавца и покупателя является сделка, основанная на устных или официально оформленных договоренностях. Обе стороны соглашения должны быть удовлетворены исходом сделки, продав или получив конкретное количество товара или услуг определенного качества и утвержденной стоимости. Сделки могут быть двусторонними и односторонними. Если потребителя не устраивают условия, он вправе заключить договор на более выгодных для себя условиях с другим продавцом. Так на рынке возникли понятия «свободная торговля» и «конкуренция». 

В научной литературе рынок определяют как систему, механизм, инструмент, форму общения, разновидность товарного хозяйства и т.д. Приведенные понятия дополняют друг друга. 

Классификация рынков

Исключительно участниками рынка определяется структура и составляющие элементы — производители и продавцы, конечные потребители и владельцы денежных средств. Участники формируют строение рынка, логистику, инструменты, позволяющие рыночной системе выполнять определенные функции и действовать как единый механизм. 

Ниже приведена классификация по различным критериям, позволяющая определять структуру рынка:

  • Экономическое назначение. По данному критерию различают инвестиционные и финансовые рынки, товаров и услуг, кадров и т.д.;
  • Географическое положение. В зависимости от масштабов существуют локальные, региональные, федеральные или государственные и международные рынки;
  • Степень ограничения конкуренции. К примеру, компания «Газпром» работает на монополистическом рынке, а федеральная торговая сеть «Магнит» — на свободном. Есть также олигополистические и смешанные рынки;
  • Отраслевая принадлежность субъектов — авторынок, рынок недвижимости, сельскохозяйственный, нефтегазовый и т.д.;
  • Объем продаж: оптовый, розничный или оптово-розничный рынок;
  • Специфика функционирования рыночного механизма позволяет разделять такие понятия, как неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный рынки.

image1

Фото: DALL-E

Неразвитым рынком называют систему отношений между покупателем и продавцом, где преобладают бартерные обмены товарами и услугами. Для свободного или совершенного рынка характерно наличие неограниченного количества субъекта, деятельность которых обусловлено наличием высокой степени конкуренции. Компании и предприниматели самостоятельно выбирают коммерческие направления своей деятельности, организационную форму юридического лица, ассортимент, ценообразование и другие важные факторы. Капитал имеет полную свободу передвижения, все участники рынка обладают исчерпывающей информации о текущей ситуации, могут производить однотипные товары и предлагать аналогичную услуги. В отличии от монополии участники свободного рынка не могут влиять на текущие цены. Отношения между субъекта нет регулируются рыночными механизмами.

Правила регулируемого рынка устанавливаются государством и действующими законами. Он возник в результате гуманизации общества и необходим для соблюдения интересов отдельных членов общества в период негативных изменений экономической ситуации в стране и мире. Всепоглощающий контроль государства приведет к существенным нарушениям рыночной системы. И тогда рынок становится деформированным. Его отличительными чертами является отсутствие многообразна форм хозяйствования и собственности, наличие монополистов, дефицит предложения, скрытая инфляция и теневые экономические процессы. Управлять деформированным рынком приходится органам государственной власти путем директивного планирования. Ярким примером деформированного рынка является плановая экономика, действующая в стране перед развалом Советского Союза.

Структура рынка

По сути рынок является системой экономических отношений, поэтому все его составные части должны непрерывно выполнять необходимые функции. В глобальном смысле система разделяется на рынок товаров и услуг, рынок капиталов и рынок рабочей силы. Каждый из этих сегментов отличается специфической структурой. К примеру, рынок товаров и услуг условно разделяется на узкопрофильные рынки (обувной, продуктовый, строительный и т.д.), Рынок капитала содержит в своем составе рынок ценных бумаг и финансовый рынок. 

Если внутри рынка правильно функционируют законы спроса, предложения и конкуренции, его структура является саморегулируемой. Огромное значение оказывает тип конкуренции. Например, несовершенной является конкуренция, определяемая монополией или олигополией. В первом случае рыночная власть сконцентрирована в руках только одного производителя. В России самыми известными монополистами являются РЖД, Почта России, Газпром, Транснефть и т.д. Только органы государственной власти наделены полномочиями регулировать монополистический рынок. Олигополия сейчас встречается только в ключевых отраслях экономики. Она заключается в объединении нескольких продавцов во взаимовыгодный союз для монополизации рынка. В России крупнейшие операторы сотовой связи, компании нефтегазовой отрасли и гиганты рынка удобрений объединились в олигополию. По сути, на свободном рынке каждая организация стремится захватить лидирующие позиции, чтобы постепенно вытеснить из своей ниши всех конкурентов и стать монополистом.

Элементы структуры по мере развития рынка трансформируются под влиянием внешних и внутренних факторов. Со временем меняются технологии производства товаров, конкурирующие компании, логистика. Структурные составляющие дополняются новыми под воздействием изменений потребительского спроса и покупательской способности, увеличения или уменьшения рождаемости, внесения поправок в налоговое законодательство. Все эти факторы способны повлиять и на инфраструктуру рынка. 

Основные функции рынка

В определении функций рынка сформировалось единое мнение. Рынок решает следующие задачи:

  • Информационное сопровождение участников. Продавцы осведомлены о количестве конкурентов в конкретной нише, их предложениях и ценовой политике, покупателям предоставляется информация о товарном ассортименте, текущих акциях, качестве продукции и услуг. 
  • Посредническая функция. Рынок налаживает связи между продавцами и покупателями. 
  • Ценообразование. Наличие свободной конкуренции позволяет определять среднюю стоимость товара. На цены влияние оказывают и различные перекосы баланса между предложением и спросом. 
  • Регулирующая функция. Рынок уравновешивает предложения продавцов и потребительский спрос.
  • Внедрение инноваций. Только применение новых технологий гарантирует совершенствование экономики и всех ее процессов.
  • Координационная деятельность. Рынок позволяет продавцам понять степень нуждаемости покупателей в том или ином товаре.
  • Оздоровление экономики государства. Количество участников рынка постоянно меняется, но лидирующие позиции могут занимать только продавцы с высокими показателями конкурентоспособности. 

Рынок выступает фильтрующим инструментом, с помощью которого экономика получает сильные конкурентоспособные предприятия, продавцы — исчерпывающую информацию о текущих потребностях общества, а покупатели — качественные товары и услуги, отвечающие всем требованиям. 

Понятие «инфраструктура рынка»

В это понятие входят все элементы системы, предприятия, ведомства, институты, службы, осуществляющие свою деятельность с целью обеспечения нормальной, бесперебойной работы рынка. 

Объекты инфраструктуры позволяют полностью организовывать процессы купли-продажи на рынке, документально оформлять проводимые сделки, ускорять и упрощать все связанные с этим операции. 

В рыночной системе существуют разные виды объектов инфраструктуры. Они работают для обеспечения нормальной работы товарного, финансового рынков и рынка труда. 

Инфраструктура товарного рынка — это всевозможные товарные биржи, розничные магазины, оптовые базы, ярмарки и т.д. Для функционирования рынка труда необходимы службы занятости, миграционные службы, образовательные учреждения для переподготовки кадров и т.д. Финансовый рынок не может работать без фоновых, инвестиционных и валютных бирж, внебюджетных и коммерческих фондов. Банков и страховых компаний. 

В классической интерпретации рыночная инфраструктура содержит торговые сети различной направленности, банковскую систему и биржи. Не менее важны консультативные службы, маркетинговые компании, аудиторские организации. 

Основные элементы инфраструктуры современного рынка 

Основные инфраструктурные объекты рыночной системы:

  • Маркетинговые агентства. Известно, что реклама – это двигатель торговли, и чем она эффективнее, тем выше продажи конкретного товара. 
  • Консалтинговые компании. На рынке работает множество исследовательских учреждений, которые анализируют экономическую ситуацию, прогнозируют показатели спроса и покупательской способности и т.д. Также важными объектами инфраструктуры являются ведомства, выдающие патенты и лицензии, оказывающие юридические услуги и бухгалтерский аутсорсинг. Инновационные решения позволяют создавать и внедрять единые цифровые платформы для обеспечения доступности информации всем участникам рынка. 
  • Аудиторские компании. Специалисты таких организаций выполняют независимую оценку хозяйственной деятельности коммерческих компаний с целью выявления нарушений в бухгалтерском и налоговом учете. Для некоторых предприятий аудит является обязательной ежегодной процедурой. Инициативный аудит – эффективный бизнес-инструмент, позволяющий своевременно выявлять проблемы и минимизировать риски.  

Функции инфраструктуры рынка

Инфраструктура рынка, состав и содержание объектов обусловлены его спецификой и функционируют с целью удовлетворения интересов продавцов и покупателей. Инфраструктурные составляющие, как правило, не навязываются государством, их создают участники рынка, исходя из собственных интересов и потребностей. Некоторые объекты функционируют для обеспечения устойчивой деятельности рынка в долгосрочной перспективе. Рынок — важнейшая часть экономики, система, позволяющая регулировать отношения продавцов и покупателей с учетом интересов обеих сторон. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!