Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка На Руси период средневековья определяется хронологическими рамками между XI и XVIIвеками.
Христианизация Руси обусловила зарождение философской мысли. На раннем этапе ее развития интересы философов касались окружающего мира и определения в нем места человека. Данные вопросы раскрывались в летописях, где ключевыми тезисами становились борьба со злом во имя добра и служение родине. Первым философом Руси считается митрополит Иларион, который в «Слове о законе и благодати» рассматривает природу человека как греховную. Свобода воли провоцирует человека совершать зло, а значит он должен обратиться к богу за спасением. По мнению Владимира Мономаха человек должен обходиться покаянием, слезами и милостыней, а ключевой задачей его становилось спасение души.
В период становления Московского государства появились новые точки зрения на человеческую сущность, добавившие к нравственно-практическим и историософским подходам натурфилософские. Благодаря появлению сихазма рождается монашеская аскеза, позволившая увидеть в человеке микрокосм, сочетающий духовное и плотское.
Определение Сихазм – пришедшая из Византии практика созерцательного отношения к окружающей действительности.
Идеолог нестяжательства Нил Сорский выдвигает теорию о необходимости нравственного роста человека через отказ от греховных поступков. Сергий Радонежский, Максим Грек, Иосиф Волоцкий, развивали религиозно-философские представления о человеке. В противовес религиозному учению стали появляться ереси, выдвигавшие идеи равенства человека как перед светской властью, так и перед богом. На последнем этапе русского средневековья философия фокусируется на социально-политической проблематике, связанной с укреплением государства. Так человек в русской философии средних веков рассматривался с позиций религии, нравственности и историософии.