Рады, что вам понравилась статья 😊
Герменевтическое учение, положенное в основу филологического анализа, было разработано немецким философом Фридрихом Шлейермахером. Герменевтика создавалась как наука, способствующая текстологическому анализу.
Рисунок 1. Ф. Шлейермахер
Заметка 1 Принципы герменевтики универсальны: они рассматривают целое как объект, составленный из определенных частей, а часть не изучается в отрыве от целого.
Заметка 2 Обобщенная теория впоследствии получила название герменевтического круга.
Рисунок 2. Герменевтический круг
Анализ по соотношению частей и целого может быть использован как при грамматическом, так и при тематико-психологическом рассмотрении.
Пример 1 Если грамматический уровень берет за основу текст как построенную по определенным правилам языковую сущность, то тематико-психологический пласт соотносится с внешними признаками – биографией автора, чертами его проблематики и стиля.
Согласно Шлейермахеру полное толкование текста возможно только при подобном комплексном взаимодействии.
Заметка 3 Учение герменевтики создало фундамент для развития впоследствии филологических методик по текстологическому анализу художественного произведения.
Одним из волнующих философа вопросов также стал анализ природы религиозного начала в мире. Шлейермахер не принимал однобоких трактовок религии, по которым она является либо теоретизированной истиной, либо своеобразным практикумом для жизни человека. Религия в представлении философа складывается из бесконечного начала и чувства. Бесконечное отражается в познавательной и практической деятельности человека, чувство же отражает жизнь внутреннюю.
Пример 2 Истинная религия по Шлейермахеру есть полнота чувства. Религиозная жизнь, захваченная строгими догмами, признается закостенелой и отсталой.
Пример 3 Религия, как и герменевтика, создается единением частей из целого.