Рады, что вам понравилась статья 😊
Величайших мыслителей античности, родился в 427 году до н.э. в Афинах, в семье аристократов. Его настоящее имя было Аристокл, но позже он получил прозвище «Платон», что означало «широкий» и, возможно, относилось к широким плечам и лбу.
Семья была влиятельной и состоятельной: отец, Аристон, утверждал, что является потомком последнего царя Афин, Кодра. А мать, Периктиона, происходила из рода Солона, знаменитого афинского законодателя.
С юных лет Платон проявлял интерес к образованию. Он стал учеником Сократа, чье влияние определило направление философских исследований. Платон находился под наставничеством Сократа до его казни в 399 году до н.э. После смерти учителя Платон покинул Афины и начал путешествовать, посещая различные города и страны, включая Италию, Сицилию и Египет. В 387 году до н.э. Платон вернулся в Афины и основал Академию, первую в истории Запада высшую школу. Академия стала центром философского образования и исследований, привлекая учеников со всего греческого мира. Среди его учеников был и Аристотель, который впоследствии стал одним из самых влиятельных философов всех времен.
Кроме своей академической деятельности, Платон также активно участвовал в политической жизни. Он несколько раз пытался воплотить свои философские идеи в реальной политике, особенно в Сиракузах, где теоретик надеялся создать идеальное государство под руководством философа-царя. Однако попытки оказались неудачными, и он даже несколько раз попадал в опасные ситуации, включая плен и угрозу казни.
Философ умер в 347 году до н.э., оставив весомое философское наследие. Академия просуществовала более 900 лет и закрылась в 529 году н.э. по указу византийского императора Юстиниана, стремившегося подавить языческую философию. Несмотря на это, идеи Платона продолжали жить в последующих столетиях.
Философия Платона охватывает широкий спектр тем, включая метафизику, эпистемологию, этику, политику и эстетику. Основополагающим является теория Идей, которая является основой понимания реальности и познания. Теория Платона утверждает, что за изменчивым миром чувственных вещей стоит мир вечных и неизменных мыслей. Эти Идеи, представляют истинные сущности вещей. Например, круги в нашем мире несовершенны, но они стремятся к Идее совершенного круга, которая существует вне времени и пространства.
Эта теория нашла широкий круг приверженцев, так уже в XIX веке известный ученый Ламарк вывел собственную теорию уже в биологии, основываясь на представлениях античного мыслителя. Люди, находящиеся в пещере, видят тени истинных объектов и принимают их за реальность. Только сомневающийся, выходя из пещеры, способен узреть истинные Идеи и понять подлинную природу вещей.
Среди Идей мыслитель подмечал, что высшее благо заключается в познании Идеи Добра, которая является источником Идей. Платон делит душу на три части: разумную, яростную и вожделеющую. Справедливость достигается, когда все части выполняют функцию и подчиняются разуму.
По Платону, добродетель — это гармония и баланс между частями души, что приводит к истинному счастью.
Политическая философия Платона находит свое выражение в диалоге «Государство», где он описывает утопическую модель идеального государства. Софист делит общество на три класса: правителей-философов, стражей и производителей. Правители-философы обладают знанием Идей и управляют государством, руководствуясь мудростью и справедливостью. Стражи защищают государство и поддерживают порядок, а производители обеспечивают материальные потребности общества.
Правители-философы — это элита общества, обладающая знанием Идей и способная принимать мудрые и справедливые решения. Платон считает, что только те, кто посвятил свою жизнь поиску истины и добродетели, могут эффективно управлять государством. Философы должны быть освобождены от личных интересов и материальных забот, чтобы сосредоточиться на благе всего общества. Их образование и воспитание включают изучение математики, диалектики, музыки и гимнастики, что позволяет развить умственные и физические способности.
Стражи — это воины, защищающие государство и поддерживающие порядок. Они проходят строгое физическое и моральное воспитание, направленное на развитие мужества, дисциплины и преданности общему благу. Стражи обязаны подчиняться правителям-философам и защищать общество от внутренних и внешних угроз. Платон подчеркивает важность единства и сплоченности стражей, для чего предлагает систему общности жен и детей, чтобы укрепить коллективную идентичность.
Производители — это многочисленный класс, включающий земледельцев, ремесленников и торговцев. Их роль заключается в обеспечении материальных потребностей общества. Производители не участвуют в управлении государством, но их труд и продукция необходимы для функционирования общества. Платон признает важность каждого класса и считает, что справедливость достигается, когда гражданин выполняет свои обязанности в соответствии с природными способностями и дарованиями.
Важной частью учения Платона об идеальном государстве является система образования. Платон считал, что образование должно начинаться с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Целью образования является развитие добродетели и познание Идей. Вначале дети должны развить тело, потом изучать музыку и искусство, что способствует гармоничному развитию тела и души. По мере взросления они переходят к изучению математики и философии, что позволяет им понять природу вещей и подготовиться к роли правителей или стражей.
Платон также рассматривает экономическую организацию идеального государства. Он предлагает, чтобы правители и стражи не имели частной собственности и жили на общественные средства. Это должно предотвратить коррупцию и личные интересы, которые могут навредить общему благу. Производители, с другой стороны, могут иметь собственность и заниматься торговлей, но они должны подчиняться установленным законам и порядкам.
В концепции идеального государства Платона, представленной в диалоге «Государство», семья занимает особое место. Платон предлагает реформы, которые были радикальны для современников автора. Его предложения по организации семейных взаимоотношений направлены на устранение личных интересов и укрепление общественного единства, справедливости. Платон считает, что традиционные семейные структуры создают множество проблем, таких как личные амбиции, зависть и разногласия, которые могут подорвать гармонию и стабильность государства. Поэтому он предлагает, чтобы в идеальном государстве у правителей и стражей не было частной семьи. Вместо этого все женщины и дети должны быть общими для всех членов этих классов.
Правители-философы и стражи должны жить в условиях, где отсутствует тяга к материальному обогащению. Они не должны вступать в моногамные браки и иметь свои семьи. Воспитание детей также должно быть общим делом. Дети, рожденные от союзов правителей и стражей, должны воспитываться государством и не будут знать своих биологических родителей. Это обеспечит равные условия для всех детей и устранит влияние плохих качеств и привязанностей на государственное управление.
Платон полагает, что общность жен и детей устранит зависть, ревность и семейные конфликты, которые часто возникают из-за личных отношений. Такое общество будет сплоченным, поскольку каждый гражданин будет чувствовать себя частью семьи и будет заботиться о благополучии государства как о собственном. Это также позволит правителям и стражам посвятить себя службе социуму, не отвлекаясь на личные дела и заботы.
Частью платоновской концепции является контроль над браками и рождением детей. Платон предлагает, чтобы государство организовывало брачные союзы с целью улучшения потомства. Союзы должны заключаться между наиболее добродетельными и способными гражданами, чтобы производить на свет достойных детей. Эти союзы будут временными, и после выполнения репродуктивной функции мужчины и женщины вступают в новые союзы. Государство контролирует, чтобы потомство было здоровым и одаренным, что будет приближать общее благо и процветание.
Платон различает пять видов государственных устройств, которые он рассматривает в «Государстве»: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Аристократия, почти не имеет недостатков, представляет собой государство, управляемое философами, обладающими знанием и мудростью.
Тимократия возникает, когда власть переходит к военным и основана на военной доблести.
Олигархия характеризуется властью состоятельных людей, где богатство становится основополагающим критерием для управления.
Демократия, по Платону, представляет собой правление народа, где равенство предшествует хаосу и отсутствию дисциплины.
Тирания возникает, когда человек захватывает власть и правит, подавляя народ.
Платон считает, что у этих видов правления есть недостатки, и только аристократия философов способна дать справедливое и гармоничное общество.