16.07.2024
#доклад
#конференция
42

Философия Нового времени: Фрэнсис Бэкон

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Биография философа
  2. Гносеология Бэкона
  3. Критическая философия Бэкона
  4. Идолы Фрэнсиса Бэкона

Биография философа

Бэкон родился в 1561 г. в Лондоне, в семье Николаса Бэкона, лорда-хранителя печати. Его мать Анна Бэкон, дочь воспитателя короля, была образованной женщиной, знала несколько иностранных языков, при этом была ревностной пуританкой. С детства Бэкон был окружен атмосферой как политических интриг и строгих религиозных правил, так и философских разговоров.

Когда Бэкону было всего 12 лет, он поступил в знаменитый колледж Святой Троицы в Кембридже. Своими выдающимися способностями он привлек внимание самой Елизаветы I. Но процесс обучения быстро его разочаровал: преподаватели придерживались взглядов Аристотеля, которые Бэкону казались устаревшими — они не отвечали требованиям времени. Бэкон оставил учебу и отправился путешествовать во Францию в качестве помощника посла. Но смерть отца в 1579 году заставила юного Бэкона вернуться в Англию.

В Англии Бэкон возобновил обучение и в 1582 году получил статус адвоката. В наследство от отца молодой человек получил только пятую часть положенной ему суммы. Денег не хватало, и Бэкон влез в долги, которые будут преследовать его до конца жизни. В 1584 г. Бэкона избрали в парламент от округа Мелкомб. В парламенте он проработает следующие 36 лет. Там он активно выступает против повышения налогов, из-за чего впадает в немилость при дворе. Ухудшение отношений с королевой долгое время будет препятствовать развитию его карьеры. Значительных успехов Бэкон добьется только после смерти Елизаветы I, при Якове I. Тогда он занимает высокую государственную должность — становится лорд-канцлером.

В 1621 г. Фрэнсиса Бэкона арестовывают по обвинению во взяточничестве. Философ пытается оправдаться — он был уверен, что это часть заговора против него. Тем не менее его признают виновным и приговаривают к заключению и штрафу. В заключении Бэкон провел всего несколько дней, а штраф позднее сняли, но его политическая карьера была разрушена. Тогда Бэкон решил посвятить остаток жизни философии и науке.

Вклад Фрэнсиса Бэкона в развитие науки был очень значительным. Он был одним из основателей науки Нового времени — науки, опирающейся на опыт. Результат его философской и научной деятельности — 59 трудов, опубликованных при жизни. Еще 29 опубликовали посмертно. Среди главных его произведений можно выделить:

  • «Опыты, или наставления нравственные и политические» — сборник эссе на самые разные темы, от любви до карьеры. Бэкон считал «Опыты» одним из лучших своих произведений.
  • «О достоинстве и приумножении наук» — работа, где Бэкон пропагандирует науки и классифицирует их.
  • «Новый Органон» — трактат о сути и целях науки.
  • «Новая Атлантида» — утопическая повесть об идеальном государстве Бенсалем.

Умер ученый в 1626 году, простудившись во время одного из своих опытов: он набивал снегом тушку курицы, чтобы узнать, как холод влияет на сохранность мяса. Перед смертью он успел сообщить одному из друзей, что опыт был успешным.

Гносеология Бэкона

В историю Бэкон вошел как сторонник и пропагандист науки. Наука «господствует над рассудком, верой и даже над самим разумом», пишет он в сочинении «О достоинстве и приумножении наук». Его революционная идея, ставшая для нас обыденностью — знание должно приносить пользу на практике, улучшать жизнь людей. Ученый верил, что наука — это способ вернуть человеку контроль над природой, потерянный при грехопадении. Этот контроль можно обрести посредством знания. Только полное понимание явлений природы позволяет обрести власть над миром. Поэтому Бэкон считал, что «scientia potestas est» («знание — сила»).

Достижения предшествующих ученых Бэкон считал случайными, ведь у них не было достоверного способа производства знаний. Вопрос о том, как можно получить достоверное знание, стал ключевым для Бэкона.

Бэкон был верующим человеком и не отрицал существование бога. И все же он считал, что в познании материальных вещей, сотворенных богом, полагаться можно только на чувственный опыт. Человеческий разум сам по себе склонен к ошибочным выводам, и его нужно направлять. Чувство само по себе тоже бывает обманчивым. Поэтому подлинное понимание природы достигается только через опыт, причем опыт правильно поставленный. Эта позиция делала Бэкона последовательным эмпириком.

Для достижения целей науки Бэкон предлагает использовать индуктивный метод. Индукция — рассуждение, идущее от нескольких единичных фактов к общему выводу. Индукцией ученые пользовались и до Бэкона, но он регламентировал ее так, чтобы с ее помощью можно было получать действительно объективное знание. Истинная индукция тщательно отбирает факты, на основе которых будет делаться вывод. Важно учитывать не только случаи, демонстрирующие какое-то свойство, но и исключения из этой закономерности. Начинать при этом следует именно с исключений. Двигаться от фактов к суждениям нужно постепенно, не перескакивая сразу к далеко идущим выводам. Индукция может быть:

  1. Полной, когда рассмотрены все случаи. Используется для конечного числа случаев. Например, просмотрев все яблоки в корзине, мы можем сделать вывод, что все яблоки в этой корзине — красные.
  2. Неполной, когда обобщение сделано на основе не всех случаев, а только некоторых. Как правило, неполная индукция применяется, когда число всех случаев слишком большое или бесконечное. Например, основываясь на неполной индукции, до XVII века европейцы считали, что все лебеди белые, пока не приехали в Австралию и не увидели черного лебедя.

Бэкон считал опыт лучшим доказательством, но опыт должен быть укоренен в эксперименте. Опыт не должен быть «движением на ощупь», нужен определенный метод и порядок его проведения. В эксперименте опыт поставлен в точно учитываемых условиях. Все переменные характеристики в эксперименте контролируются. Внешние воздействия на объект эксперимента по возможности исключаются. Главный признак правильного эксперимента — воспроизводимость, то есть при соблюдении тех же условий эксперимента любой другой исследователь должен получить те же результаты.

Метод Бэкона — ранний предшественник современного научного метода. Идея ограниченного, контролируемого эксперимента, которым пользуется наука — заслуга Бэкона. Бэкон стал одним из тех людей, благодаря которым фокус науки сместился с наблюдения природы на ее трансформацию.

Критическая философия Бэкона

Во времена Бэкона все еще велико было влияние схоластики. Схоластика — это средневековая европейская философия, которая стремилась объединить католическое богословие с аристотелизмом. В науке схоласты пытались познать некое начало вещи, ее «субстанцию», которая не доступна органам чувств. Познание этих недоказуемых начал ученые-схоласты считали главной задачей науки, а ее практическая польза виделась им второстепенной.

Бэкон критиковал схоластов за абстрактность их рассуждений. Он считал, что схоластическая наука бесплодна, потому что не способна произвести нового знания и годится только для отвлеченных споров. Учение Аристотеля, на взгляд Бэкона, препятствовало независимому мышлению. Установки схоластов уже не отвечают требованиям жизни.

Свое самое известное произведение Бэкон называет «Новым Органоном» — в противовес «Органону» Аристотеля, где изложены основы аристотелевской логики. В «Новом органоне» Бэкон предлагает индукцию взамен господствовавшей тогда дедукции Аристотеля. Долгие века применения дедукции оказались, по мнению Бэкона, бесплодными, поэтому науке нужен новый метод.

По Бэкону, надежное знание можно построить, только опираясь на эксперимент. Аристотелизм и схоластика же эксперимента не допускают — для них это нарушение естественного хода событий в природе. Поэтому Бэкон утверждал, что настало время рассуждать самостоятельно, а не полагаться на древних философов. Изучать нужно не умозрительные теории, а факты.

Идолы Фрэнсиса Бэкона

Человеческий разум, согласно Бэкону, несовершенен. Он подвержен предвзятостям, заблуждениям, склонен к поспешным выводам. Чтобы разум пришел к истине, его нужно направить на верный путь. Для этого следует понимать источники ошибок разума. Такие источники Бэкон называет идолами. Он выделяет 4 вида идолов:

  1. Идолы рода основаны на природе человека. Ум человека подобен неровному зеркалу — вещи мира он отображает в искаженном виде. Поэтому при познании человек примешивает свою природу к природе вещей. Например, человеческая природа заставляет людей верить в то, во что они хотят верить, и искать доказательства, которые подтверждают их убеждения.
  2. Идолы пещеры — это заблуждения отдельного человека. Сюда относятся как природные особенности человека, так и заблуждения, полученные при воспитании или общении. Например, одни люди склонны быстрее находить отличия в вещах, а другие скорее видят сходства. Идолы пещеры описываются выражением «сколько людей, столько и мнений».
  3. Идолы площади возникают в результате использования языка в процессе общения. Значения слов устанавливаются обществом, и эти значения могут быть неправильными. Разногласия в употреблении слов ведут к бессмысленным спорам. Кроме того, в слова можно вкладывать разный смысл или вовсе называть то, чего не существует.
  4. Идолы театра — ошибки, которые заложены в философских учениях и некоторых научных аксиомах, принятых безосновательно, но сохраняющих авторитет. Бэкон считал, что философские системы ничем не лучше театральных комедий — они тоже представляют вымышленные миры.

Чтобы «изгнать» идолы, нужно не только пользоваться правильным методом получения знаний (истинная индукция), но и знать сами идолы и стараться их избегать.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!