Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье будет рассказано о теории всеединства В.С. Соловьева, оказавшей влияние не только на русскую философию и литературу, но и на политику и общественную жизнь. Он считается основателем русской религиозной христианской философии, которая отстаивает идеи экуменизма, т.е. объединение православия и католичества.
На написание этой статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта-философа ушло 30 человеко-часов.
Поэт и мистик, член Императорской академии наук Владимир Сергеевич Соловьев (1953–1900) считается одним из наиболее влиятельных представителей русского философии идеализма конца XIX, он оказал влияние на всю русскую философию и литературу начала ХХ века. Ученый был сыном известного русского историка С. М. Соловьева, а в материнской родне присутствует украинский бард и философ Григорий Сковорода.
Учился в основанном царицей Елизаветой Петровной Московском университете, сначала на историческом, потом на физико-математическом факультете. После случайной встречи в поезде он испытывает мистическое озарение, знакомство с Софией-Божественной мудростью. Соловьев оставляет учебу, досрочно сдает на звание кандидата и остается на кафедре философии, желая получить звание профессора. Год он преподает, затем отправляется в путешествия, изучая индийские и европейские религиозные и мистические течения.
Вернувшись, он преподает уже в Санкт-Петербургском университете и окончательно формирует свои философские взгляды. Они выразились в диссертации, вышедшей в свет в 1874 году «Кризис западной философии. Против позитивизма».
Диссертация Соловьева стала центральным стержнем, на который были нанизаны все труды ученого. Базисом концепции была София, Мудрость Господня, олицетворяющая женственность божественного и заботу Бога о мире. Известная ранее в теологии София (вспомним храмы Софии Киевской и Константинопольской) была явлена Соловьеву в откровении, о котором он написал поэму «Три свидания». Софии свойственна тройственность проявления, теософия как отрасль философии изучает ее, теургия — плоскость ее существования, теократия — форма правления, в которой воплощается София.
На этом представлении о природе мироустройства были сформированы постулаты философского учения Соловьева.
Главной мыслью В. Соловьева было то, что все основывается на всём, благо состоит в единстве, а зло — в раздробленности. Истина, добро и красота, иначе понимаемые как знание этика и эстетика, едины и целостны. Искусство не может существовать в отрыве от нравственности, если оно аморально, оно не искусство. Мораль вытекает из высшего знания, из понимания Божественной концепции мира и Божьей воли.
Человеческое и божественное, космос и индивид едины. Всеединство основывается на знании, получаемом в результате духовного откровения, и в этом оно не поддается пониманию позитивизмом, который считает достоверными только результаты рационалистического эмпирического познания.
Всеобщий синтез знания, морали и чувства прекрасного в мире и человеке, предлагаемый В. Соловьевым, противоречит европейскому мейнстриму этой эпохи, где развивается концепция автономности искусства. Русский философ говорит о единстве морали и знания в то время, как уже завоевавший умы Ницше пишет о том, что подлинное знание возможно после отречения от морали.
Духовное единство объединяет знание и нравственность. Оно подразумевает цельное знание, синтезирующее научное, философское и религиозное, получаемое путем откровения. Только нравственный человек достоин откровения, истинное знание достижимо только при условии нравственности субъекта познания.
В понимании В. Соловьева, духовность — это стремление личности к свободе воли, она выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании. Человек стремится к объединению в себе личностного и божественного, к превращению в Богочеловека. Преобразование усилием воли личности преобразует окружающий мир.
Мысль о совершенстве приводит к теократии, отвергающей светскую власть. В таком обществе власть принадлежит Церкви, утверждающей свое правление на принципах Софии. Теократия в масштабах европейской цивилизации возможно путем объединения православия и католичества. Развитие духовности изучалось в рамках «русской идеи». Соловьев считал, что предназначение России — стать основой возрождения Европы в традициях духовности и религиозности.
В докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» говорится о синтезе, к которому идет человечество, объединяя жизнь, мистическое знание и творчество. Всеединство в период В. Соловьева гармонировало с официальной идеологической триадой «православие, самодержавие, народность», хоть и не было синонимично ей. Общество, уже раздираемое противоречиями, теорию философа восприняло только в части интеллектуальной элиты, ей были близки идеалистические идеи гармонии знания, этики и эстетики.
Первым критиком философии в части «русской идеи» стал Ф. М. Достоевский, настаивающий на собственном пути России и исключающий любую мысль об объединении с западными ценностями. В это же время коллега Соловьева, Зеньковский, рассматривал концепцию как «новое западничество», отказ от русских корней.
В СССР философию всеединства как основанную на религиозных постулатах, отвергали, вернувшись к ее изучению в 1990-х годах.
Противоречия теории всеединства позитивистским взглядам на мир становится ее основным слабым местом. Разумное познание доступно каждому, его результаты проверяемы. Откровение и духовное познание — инструмент избранных, которым приходится верить на слово. Здесь заложено противоречие теории, провозглашающей всеобщее равенство.
Православные авторы не принимают экуменизм философа. Современные ему исследователи отмечали слабость научного аппарата, но Соловьев, провозгласивший смерть философии как науки, не стремился к его совершенствованию. В. Эрн в 1911 году пишет о том, что в конце жизни философ усомнился в правоте части своих взглядов, признав невозможность внешнего единения Церквей для поступательного развития добра в мире.