Философия в России XVIII века: М.В. Ломоносов
Культурно-исторические предпосылки
Становление нового периода философской системы в России XVIII столетия происходило во многом посредством преобразований во всех сферах общественной жизни народа.
Заметка 1 С точки зрения исторического контекста – Русь переходит от состояния Московского государства к Руси эпохи Петровских реформаций.
В связи с политикой Петра имеет место общая европеизация и церковная секуляризация, то есть отделение обширных церковных владений и передача государству, тенденция к уменьшению роли церкви в жизни социума и отдельного человека.
Пример 1 Институт церкви отныне подчинен воле правителя и представителей власти.
Культурная ситуация в странах европейского запада проходила под знаменем Просвещения, которое также перенималось и осмысливалось на русской почве.
Пример 2 Середина XVIII столетия отмечена строительством университета в Москве.
Благодаря этим преобразованиям философия в России становится свободной от оков церковных догм.
Личность и философия М.В. Ломоносова
Значение Ломоносова для развития философского понятийного аппарата и упрочения роли науки в России неоценимо. Ломоносов относился к течению материализма.
Заметка 2 Он сформулировал теоретические основания для атомарного миропонимания, которые впоследствии оформились в закон поддержания материи и постоянного движения.
Как и Лейбниц, Ломоносов считал, что мир состоит из частиц, монад.
Заметка 3 Однако если Лейбниц подчеркивал духовную составляющую монадологии, то Ломоносов видел в ней чисто материальные основания атомарного мира.
Список литературы
- Васецкий Г.С. Философские взгляды М.В. Ломоносова / Г.С. Васецкий. – М., 1999. – С. 178—202.
- Фролов И.Т. Введение в философию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/frolovintro/chapter3_2.php.
- Сапрыгин Б.В. История русской философии / Под ред. В.В. Миронова. – 2005. – С. 101—109.