26.07.2024
#доклад
#конференция
42

Философское учение о бытии

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие бытия
  2. Бытие и небытие
  3. Онтология и ее основные понятия
  4. Развитие онтологии
  5. Проблема развития бытия

Понятие бытия

Определение Бытие — фундаментальная категория философских рассуждений, которая фиксирует основу существования всего живого в целом в мире и для каждого в отдельности.

Для того, чтобы отделить существующее от несуществующего, нужно ввести категорию бытия и определить его свойства. Первый философ, который задумался об этом — Парменид, представитель элейской школы. Его знаменитая фраза: «Бытие есть, небытия нет», — положила начало спорам о том, что в этом мире существует в реальности, и что есть этот мир.

Бытие и небытие

Бытие нельзя выучить или увидеть. Его можно только познать в процессе «слепого» взгляда на мир. Интуитивное восприятие разделяет сущность поверхностную и эфемерную, познание которой возможно разумом, а не глазами. Поэтому философы выделили свойства, которыми обладает бытие.

Первое — бытие абсолютно. Оно является причиной самого себя, неизмеримо и не обладает границами.

Также бытие постоянно в непрерывном движении. Когда Парменид познавал мир, ему казалось, что движение — это иллюзия. Позже уже Аристотель доказал, что каждый объект в мире находится в движении. Бытие изменяется с течением времени, а каждое явление и вещь в нем существуют в отведенное им время и разрушаются по истечению срока. Но бытие не может закончиться, остановиться или истлеть – как не измеримы границы, так и нельзя измерить временные рамки бытия, поскольку находится оно вне времени.

Ключевой способ познания бытия

Фото: Fusion Brai

Бытие — это не хаос с нагромождением вещей и явлений, а системно организованное пространство предметов, событий и процессов без предельных состояний. Все, что в нем находится, связано друг с другом.

Небытие — пустое, отсутствующее, то, чего нет и что невозможно познать. Выделяя бытие, Парменид отрицал возможность изучения небытия, так как нельзя изучить объект, у которого нет материальной оболочки. Тогда как представители другой школы философов, такие как Гераклит и Пифагор, определяли ничто как материю для бытия, пустоты быть не может, ведь у всего есть первоначало и окружающее пространство. Демокрит предположил, что у каждой вещи есть наименьшая структурная единица, из объединения которых она состоит, и дал этому понятие «атом». В переводе с греческого атом означает неделимость. Все возникает из небытия, создается из атомов и со временем разрушается, возвращаясь в небытие. Поэтому утверждение, что существует лишь бытие — ошибочное. Атомы не могут быть в пустоте. То, что кажется отсутствующим – пока что не познано человеком.

Философы XXI века также отрицают существование пустоты. В эпоху активного изучения космоса было доказано, что все вокруг, что кажется пустующим пространством, на самом деле является материей с собственной, не до конца изученной энергией.

Онтология и ее основные понятия

Понятие «онтология» образовано от слов «онтос» — то, что действительно существует и «логос» — познание. То есть это учение о сущем.

Онтология является фундаментальным разделом философии. И до сих пор главным вопросом ученых является, что первично:  материя или идея? Это одна из первых проблем, которой задавался античный философ. Пытаясь ответить на свой вопрос, мыслители выделили основные темы для обсуждения:

  1. Что такое бытие?
  2. Какими свойствами оно обладает, какова его сущность?
  3. Какой был мотив его возникновения?
  4. Изменяется ли бытие во времени?
  5. Какое место у человека в пространстве?

Первоначально мировоззрение людей было основано на мифологии. Центр мифа — это вера в него и авторитет высших сил над сознанием человека. Концепция была нацелена на чувства людей, не требовала доказательств и являлась реальностью. Те, кто пытался оспорить, были наказаны за неуважение и отсутствие веры.

С развитием критического мышления слепая вера стала менее объяснимой для человека. Способствовало этому и материальное благополучие городов. Люди задались вопросом: «Из чего все состоит и что является первоначалом?» И ответ, с которого началась религия — это бог. Теперь место человека и сущность бытия можно было объяснить с религиозной точки зрения.

Однако и в религии начался раскол: человек начал стремиться постичь себя в отрыве от священных предписаний. Появился умственный труд и возможность зарабатывать с его помощью. С момента появления мифологии накопились эмпирические знания, то есть представления человека о мире через его наблюдения и ощущения. Эти факторы способствовали появлению философского мировоззрения. Оно обладало абстрактно-понятийной формой освоения мира, а не чувственно-образной, присущей мифологии и религии.

В своем мировоззрении философы стремились к созданию целостной картины мира и постижению единого первоначала.

Поиск первоначальной субстанции

Фото: Fusion Brain

Развитие онтологии

Взгляды философов одного времени разделились. Основных направления было два: идеализм и материализм. В поисках первоначального элемента идеалисты поделили окружение на мир идей и мир вещей.

 Мир вещей — временный, изменчивый, вторичный. Он отражает границы и ход времени для каждой существующей в мире идей вещи.

Мир идей — постоянный, вечный, первичный, идеальный. Именно он являлся сущностью всех предметов. Позднее его назвали философией идеализма. В идеалистическом подходе первоначалом бытия является духовная энергия, не связанная с материей. Каждый философ имел свой вариант того, с чего все началось: у Пифагора — цифры, у Гераклита — огонь. Демокрит, как стало известно выше, представлял строение мира в атомах. Анаксимандр создал понятие «апейрон» — неопределенное и бесконечное первоначальное вещество.

Наше окружение появилось в результате создания его в мире идей, оно полностью вторично, имеет границы и сроки существования. Однако антропоцентристы — философы, считающие первоначалом человека и его сознание, примыкали к субъективному идеализму. Его суть — абсолютное отрицание существования окружающего мира самого по себе, в отдельности от человеческого сознания. В их концепции реальностью может быть только сам человек, а все его окружение — то, что он сам додумывает и сотворяет.

Материя — это субстанция, обладающая статусом первоначала в объективной реальности по отношению к сознанию — субъективной реальности. Для материалистов именно она является сутью бытия.

Разнообразие мира объясняется способностью материи к принятию различных форм и видов. Для описания материализма выделили характерные для каждой материи атрибуты: время, пространство и движение.

Время — категория, которая фиксирует длительность существования материи и последовательность смены ее состояний.

Пространство — создано для фиксирования протяженности материи.

Движение — это любое изменение и принимаемая при этом новая форма материи. Время и пространство существуют и движутся одновременно как в природе, так и в человеческом сознании, но только сам человек может определить меру и способ вычисления времени, пространства и движения.

Характерная черта материалистов — отрицание всего, что нельзя познать без органов чувств. Бог также нематериален, потому что его нельзя увидеть или услышать.

С развитием науки, теории материализма стали уделять больше внимания. Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн поделили теорию времени и пространства на две концепции:

  • субстанциональная — время и пространство существуют отдельно друг от друга, сами по себе, не зависят от наличия материи и не меняют свойств при движении, — теория Исаака Ньютона;
  • реляционная — время и пространство не могут существовать отдельно от материи, они являются ее свойствами и всегда изменчивы, а при достижении телом скорости света время начнет сжиматься, а пространство — искривляться, — теория Альберта Эйнштейна.

Объединить материю, течение времени, окружающее пространство и постоянное движение смог Николай Иванович Лобачевский. Он предположил, что свойства пространства не всегда постоянны и неизменны. Они могут изменяться уже при смене свойств самой материи.

Тогда после теории Лобачевского высказался и Альберт Эйнштейн. В 1916 году он создал общую теорию относительности. Ее суть —  заключение о том, что четырехмерное пространство, связанное со временем, с действием силы тяжести, подчиняется соотношениям «искривления» пространства. На ход времени влияют гравитационные массы. Рядом с массивным телом ход времени замедляется, как и в центре планет. Чем больше масса небесного тела, тем более выраженный этот эффект.

Таким образом, теория относительности Альберта Эйнштейна объяснила неразрывную связь между пространством и временем — четырехмерный пространственно-временной континуум, а также зависимость между движением материи и ее пространственно-временными формами существования.

Проблема развития бытия

Проблема единства мира — традиционная проблема онтологии. В различные эпохи она принимала разнообразные формы выражения: поиски абсолюта, единства, мировой машины. Было много подходов для решения этой проблемы. Например, трансцендентальный идеализм Иммануила Канта — о том, что наше познание мира ограничено опытом, «все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли».

Напротив, трансцендентная теория говорит о том, что бытие невозможно понять и объяснить в рамках своего мышления или путем проведения экспериментов.

«Проблема реальности бытия, проблема трансцендентного, как любят говорить, не может быть ни поставлена, ни решена рационалистической гносеологией», — утверждает Николай Александрович Бердяев.

Подход классического детерминизма, основатель которого Пьер Симон Лаплас, состоит в том, что первопричина бытия заключена в человеческом познании и является необходимостью, которую разум не может познать. Понять смысл этой философии можно по высказыванию основателя: «Современные события имеют с событиями предшествующими, связь, основанную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела. Воля, сколь угодно свободная, не может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые считаются нейтральными. Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной, как результат ее предшествующего состояния, и причину последующего».

А с точки зрения классического марксизма выделялись две аксиомы:

  1. Аксиома материи — высшим началом в мире является материя и больше ничего, кроме этого. Она вечная, бесконечная, периодически принимает новые формы своего существования.
  2. Аксиома диалектики — материя постоянно в движении и в развитии.

Карл Маркс, основатель марксизма, стоял на позиции материализма — материя первична, а сознание вторично. Сознание является высокоорганизованным свойством материи, способным отражать действительность, поэтому не может являться материей. Также оно не только отражает мир, но и непосредственно влияет на него, так как порождается деятельностью человека.

Как видим, мнение ученых насчет определения первоначала всегда расходилось. Когда-то принимали теорию об атомном начале, стихийном, вещественном, а когда-то — о божественном или разумном мире.

Первоначало, сущность бытия — это то, с чего все началось, и к чему можно привести историю развития окружения за весь временной период.

О постоянном развитии мира и необратимых изменениях высказались философы диалектического материализма. Невозможно определить и познать первоначальную субстанцию, так как с течением времени ее качества изменились. Они не считали бытие единственной моделью существования мира, поэтому представили различающиеся, но взаимосвязанные между собой формы бытия:

  • бытие вещей, процессов, состояний природы, как целого, так и произведенных человеком;
  • бытие человека в мире вещей и специфически-человеческое бытие;
  • бытие духовного;
  • бытие социального — бытие отдельного человека в обществе, в процессе истории и бытие самого общества.

Главным решением проблемы единства бытия является материализм. Мир человека будет един до тех пор, пока он будет материален.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!