Рады, что вам понравилась статья 😊
Возрождение (Ренессанс) — это европейское культурное событие поздних Средних веков (XIV–XVI вв.), породившее ренессансный гуманизм. Эта эпоха сменила традиционное мировоззрение на человекоцентрическое, базированное на осмыслении античной философской мысли. Термин «гуманизм» впервые начал применяться в начале XIX в. педагогом Ф. Нитхаммером.
Фото: Гуманизм Возрождения. DALL-E
🤔 ОпределениеГуманизм — это философско-этическое учение, в центре которого состоит человек с его природными правами, волей, помыслами. Гуманизм подразумевает всеохватывающее совершенствование человека во всех его проявлениях.
Распространение гуманизма связано с внутренними трансформациями европейского социума. С XIII–XIV вв. в Европе начались процессы секуляризации, в результате чего возникала и становилась значимой идея ценности земного бытия и осознания ценности человека. Разрушение средневекового общества способствовало формированию новых личностей, которые действовали независимо и самостоятельно, без влияния христианской церкви.
История развития гуманизма берет свое начало с идей Франческо Петрарки. За более, чем два века он прошел несколько стадий своего развития.
Этот этап начался во II половине XIV в. и продолжался до I половины XV в. В идеологии гуманизма переплеталась этика и социально-политические идеи. Центром гражданского гуманизма была Флоренция.
Главные принципы гражданского гуманизма такие.
По мнению гуманистов, общественная несвобода уменьшает активную политическую и общественную жизнь и сомневается в принципе служения государству.
Он начал свое развитие со второй половины XV в. и продолжался до первой половины XVI в. Появление неоплатонизма было связано со сменой политического режима во Флоренции и приходу к власти семьи Медичи. В связи с этим среднестатистический гражданин оказывался за пределами политической жизни. Поэтому гражданский гуманизм утратил свое значение.
Неоплатонический гуманизм тесно связывается с деятельностью Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы. Они переосмыслили понятие человека. Так, Мирандола считал, что человек — это единственное из Божьих творений, которое наделено свободой выбора от рождения.
Неоплатонизм — это период высшего развития гуманизма. В этот период литература на родных языках отходит на второй план, поступившись произведениям на латыни. Становится все более заметным вытеснение национальной литературы античной.
Фото: Философия неоплатонизма. DALL-E
Оккультный гуманизм развивался в течение второй половины XVI в. — в начале XVII вв. Он связан с именем великого натурфилософа Джордано Бруно. Основополагающей его идеей была идея человека-мага. Маг может «замкнуть» в своем сознании весь Космос и воздействовать на космические тела силой одной только мысли (перемещая орбиты небесных тел). Бруно считал, что человек-маг может фактически заместить Бога, став управителем Вселенной.
Фото: Джордано Бруно. DALL-E
Оккультный гуманизм является концом гуманизма и одновременно началом католической реакции. В это время литература утратила свое содержание. Гуманисты все больше и больше занимались изучением античной культуры и писали только на латыни, пренебрегая национальные языки.
К началу XVII в. слово «гуманизм» обрело главное значение — «человечность». Представителями позднего этапа его развития были Ариосто, Сервантес, Рабле и Шекспир.
Гуманизм зарождался в северной части Италии. В ранних произведениях гуманисты не опровергали христианский взгляд на мир и признавали его авторитет. Ученые рассматривали человека как личность и поглядеть на него с расстояния теологии. К XVI в. гуманизм сложился как целостное направление философии. Он стал антропоцентричным и его главной ценностью являлся человек. Ученые создавали облик нового человека, свободного от средневековых догм. Он смелый, храбрый, активный, преобразователь, живет полноценной земной жизнью.
Гуманистическое учение имеет несколько основополагающих идей.
Важнейшая идея гуманизма как философского течения — это новое осмысление социально-политического обустройства социума и общественных отношений. К философскому переосмыслению этой проблемы есть два подхода: макиавелийский и утопический.
Видный представитель ренессансного гуманизма Н. Макиавелли ввел понятие государственного интереса. Он отражал интересы всех людей и способствовал укреплению суверенитета государства и его могущества. По мнению Макиавелли, государь — это человек, который думает о государственном интересе, а не о некоторых абстрактных вещах. Для достижения целей государственный деятель должен использовать все средства, которые для этого подходят.
Фото: Никколо Макиавелли. DALL-E
Утопический подход связан с построением социума нового типа. По убеждениям утопистов, такое общество строится на принципах равенства и коллективного управления, а также равного распределения труда и всех производимых человеком продуктов. Утопический подход раскрывается в работах Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
В работах утопистов закладывались первые прообразы демократического строя, который сменил бы систему архаичных феодальных отношений. Общие черты политических взглядов утопистов:
Ренессанс — эпоха, давшая начало и развитие гуманистических идей. Если в Средневековье человек рассматривался в тесной связи с Богом, то для Возрождения характерен антропоцентризм. Гуманизм признавал человека центром мироздания, освобождал его от влияния католической церкви, отделял науку и искусство от богословия. В период Ренессанса меняются политические идеалы. Они способствовали зарождению первых ростков демократического общества.