Рады, что вам понравилась статья 😊
Критическое отношение к аксиомам религиозного рационального мышления сложилось как следствие логического противоречия о сотворении мира: мир, с одной стороны, есть божье деяние, с другой стороны, — самостоятельная материя, существующая вечно и лишь меняющая свои формы, следовательно, существование бога можно поставить под сомнение. Рационалистические искания не смогли найти ответ на вопрос, который бы не противоречил логике рассуждения. Из-за этого был подвергнут сомнению и сам принцип самодостаточности разума человека, который не в состоянии найти однозначный ответ на метафизические вопросы философии.
Заметка Здесь была отмечена философами важнейшая составляющая разума человека — его способность усомниться в основополагающий принципах бытия.
Слепая бездоказательная вера в способности разума была замечена представителями суфизма, искавшими ответы в мистическом миропонимании. Скепсис мистиков был направлен в сторону невозможности разума познать и обобщить сущность окружающих явлений и бытия в целом.
Рисунок 1. Медитативно-мистический танец философов-суфиев
Определение Мистицизм предполагал единственно верный путь жизни в самосовершенствовании и изучение глубин собственного я, постижение которых может привести человека к божественному и помочь слиться с ним в единое целое. Согласно исламскому мистицизму, достижение морально-нравственных высот возможно лишь при помощи постоянных практик подобного рода.
Заметка Мистицизм в области суфизма в некоторой степени схож с христианской аскезой и буддистскими практиками отрешения. Мистицизм миросозерцания предполагал две трактовки: по одной из них, апогеем жизни человека становится полное слияние с божественным и успокоение, прекращение пути; согласно второй, после достижение экстаза слияния следует вернуться в земной мир уже в другом облике и продолжать нести благо в мир.