Рады, что вам понравилась статья 😊
Иммануил Кант был родоначальником немецкой классической философии. Несмотря на то, что ранний период его деятельности как философа был посвящен проблемам натуралистической философии, большая часть его наследия относится к критическому направлению. Кант рассматривал границы способностей человеческого сознания и познания, поскольку считал, что невозможно исследовать окружающий мир, пока нет четких представлений о познавательных способностях людей и о свойствах объективного и необъективного знания. Именно это убеждение немецкого философа совершило переворот во всей дисциплине.
К основным положениям в кантовской гносеологии относится убеждение в активности субъекта в познавательном процессе, посредством использования трех способностей: чувственности, рассудка и разума. Объект познания одновременно предстает явлением (то есть тем, что реализуется в опыте) и «вещью в себе» (то есть тем, что не отражается в опыте и составляет границу познания).
Также важно понятие априорного знания, которое содержится в сознании познающего еще до получения всякого опыта. Кант выделял 12 таких априорных категорий. Посредством этих категорий он считал возможным объединения в познавательном процессе чувственного и рассудочного, что делает мышление более универсальным, а также установление основных свойств предметов. Помимо этого, именно структуру априорных знаний Кант считал основой всех наук.
Определение Антиномия — противоречие, неизбежное при попытке человеческого разума пересечь гносеологическую границу.
Кант выделял четыре таких антиномии: конечность и бесконечность мира, пределы делимости, детерминизм, а также возможность существования Бога. Неспособность преодолеть этот барьер философ связывал с невозможность для человеческого познания выйти за пределы собственного опыта и считал ошибочными стремления предшествующей философской традиции к разрешению антиномий.