Рады, что вам понравилась статья 😊
Философская антропологияявляется учением о сущности человека и природы, охватывает различные философские направления. Началом философской антропологии послужили работы Макса Шелера, Арнольда Гелена и Хельмута Плеснера, сосредоточенныена отличиях жизнедеятельностиживотных и человека.
Основателем философской антропологии является М. Шелер. Проблемы современного общества он видел вмалоизученностичеловека. В попытках решения данной задачи философразделяет уровни существования набиологический и духовный. Так, человек является духовным существом и обладает самосознанием, а животное не может дистанцироваться от окружающего мира, оно связано с ним инстинктом.
Заметка 1 Шелер был неокантианцем и феноменологом, затем пытался соединить выводы прошлых работ для раскрытия сущности человека.
Арнольд Гелен, наиболее четко акцентирует природное и культурное в человеке. Опираясь на идеи Канта и Шелера, он приходит к выводу, что человек радикальным образом отличается от животного. Для животных основным фактором выживания является специализация видов, человек же такой специализированности лишен, у него редуцированы инстинкты. Чтобы выжить, он начинает создавать искусственную среду, так появляется культура, которая компенсируетприродные недостатки человека.
Заметка 2 Помимо культуры, человек отличается способностью сдерживать свои желания и побуждения, что возможно только благодаря сознанию и выделению себя из окружающего мира.
Х. Плеснер продолжал идеи Шелера, значительно конкретизировав их. По его мнению, человек осознает свой опыт и окружающий мир, аживотное не наделено самосознанием. Он способен прийти к рефлексии и дистанцироваться от самого себя, а значит оценить себя и идентифицировать. Анализ эксцентричности приводит к формулировкезаконаестественной искусственности, опосредованной непосредственностии утопического местоположения.