22.08.2024
#доклад
#конференция
42

Основные идеи софистов

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что значит софистика
  2. История возникновения течения софистов
  3. Древнегреческие софисты. Философия софистов
  4. Софисты
  5. Сократ

Что значит софистика

🤔 Определение

Софистика это философское учение, которого придерживаются приверженцы софизма.

Сама суть софистики — любыми способами, используя логические парадоксы и ложные доводы, добиться победы в словесном споре. В нынешнем языке синонимами термина «софистика» являются демагогия, пустословие и ложность. Как так получилось, ведь в переводе с греческого «софизм» переводится, как «мудрость»? Об этом расскажет история течения софистов.

История возникновения течения софистов

Древняя Греция — колыбель современной цивилизации. Это неудивительно, ведь именно грекам мы обязаны появлением истории, математики, астрономии. географии и прочих наук. Но особняком среди этого стоит умение греков вести беседы и дискуссии. Древние греки активно практиковались в красноречии и одной из важнейших умений для них — говорить и уметь вести диспуты. Для этого еще в детстве обучали риторике. Отсюда вытекает еще одна наука древних греков — философия. Ее главное целью был поиск истины  — общей для всех правды. В философии существовало множество течений. У каждого из них было свое учение, собственное мировоззрение и средства ведения диспутов.

Долгое время древнегреческие философы искали истину через религию и мифологический мир. Однако вскоре мышление людей, в том числе и философов, меняется. Они все более заняты земными делами и мир богов теперь волнует их куда меньше. Поэтому и истину решили поискать с помощью рациональных вещей и суждений. К тому же времени относится развитие демократии. Все чаще люди решают тот или иной вопрос, опираясь на мнение большинства. Таким образом появилась потребность в образованных людях, способных выступать в суде и участвовать в политической жизни. Это вызвало рост интереса к риторике и ораторскому мастерству.

Тогда-то и появились первые софисты. Социальные сдвиги и возросшая значимость публичной жизни приводили к тому, что образование и умение разрабатывать аргументы становились важнейшими навыками. По этой причине софисты являлись учителями по риторике и красноречию. Они переходили от одного города-государства к другому, где их за приличную сумму нанимали в качестве домашних педагогов.

Со временем софисты стали уделять меньше внимания своим взглядам и больше концентрироваться на обучении доказывать свою точку зрения. За это они подверглись критике со стороны других философских течений, а чуть позже их и вовсе стали высмеивать.

Чтобы понять, почему софистов так сильно не любили другие течения философии, нужно детальнее рассмотреть их принципы и взгляды.

Древнегреческие софисты. Философия софистов

В отличие от традиционных философов, которые стремились к поиску абсолютной истины и пониманию природы вещей, софисты рассматривали истину как относительное понятие, зависимое от контекста, обстоятельств и убеждений конкретных людей. Софисты утверждали, что знание не может быть универсальным, а зависит от индивидуального восприятия.

В этом и кроется основа софизма: одной общей истины нет, ее понятие относительно, то есть верно для одного, но неверно для другого. Именно поэтому у философов-софистов не было четкой программы обучения, как у других. Каждый отдельный человек давал ученику что-то свое. И в отличие от других философов, софисты при обучении ставили цель не научить человека думать, мыслить логически и внятно выражать свои мысли, а любыми средствами доказать свою правоту. С точки зрения софистов, каждый человек может иметь свою «истину», и задача оратора — убедить других в своей позиции, часто невзирая на ее объективные основы.

Основоположником софизма считается древнегреческий философ Протагор. Именно ему принадлежит фраза, ставшая для остальных софистов своеобразным постулатом: «Человек есть мера всех вещей». Это выражение опять же подчеркивает главную отличительную черту софизма. Изречение Протагора можно растолковать так: в мире нет однозначно понятных и истинных вещей. Что правильно и соответствует правде, а что является ложью определяет только непосредственно человек. Фактически, это заявление о том, что истина может меняться в случае каждого отдельного человека.

Также важной особенностью софистов является то, что они считали язык главным инструментом, а слово — самым сильным средством для влияния на людей. Остальные философы тоже уделяли речи много внимания, но именно софисты рассматривали ее, как важнейший способ влияния на политику и людей.

Философия софистов также заключается в том, что единых норм этики не существует. То есть везде эти нормы меняются в зависимости от самого общества, его порядков и устоев, и именно социум формирует эти самые моральные нормы. По этой причине, по мнению софистов, нельзя на всех людей распространять единые этические и моральные нормы. Что нормально для одних, то может быть ненормальным для других.

Таким образом софисты, используя не только умение красиво говорить и логически мыслить, но и различные логические парадоксы и подмены понятий, могли запросто обосновать правоту обеих сторон спора. Такой подход противоречил всем правилам и устоям других философских течений, поэтому софисты подверглись жестокой критике со стороны таких философов, как Платон и Сократ. Тем не менее, идеи софистов об относительности и «многослойности» мира сильно повлияли на людей прошлого и актуальны до сих пор.

Софисты

Люди с софистическими взглядами на мир и его устройство всегда существовали и будут существовать в обществе. Однако далеко не все из них называются софистами, так как софист — упрямый последователь софистики, который всегда будет верен своим убеждениям. По это причине настоящие софисты существовали только в Древней Греции. О них поговорим подробнее.

Самым известным софистом является, пожалуй, древнегреческий философ Протагор. Именно он является создателем учения софистов, и именно ему принадлежит их негласный девиз: «Человек есть мера всех вещей». Таким образом он выразил свою идею об относительности вещей. Этим он заложил основу для дальнейших дискуссий на данную тему. Также Протагор занимался этикой и политикой, считая, что для формирования знания необходим, прежде всего, опыт.

Гиппий был ближайшим сподвижником Протагора и его преданным последователем. Он всю свою жизнь продолжал утверждать, что не существует абсолютных истин, а все знания относительны. Также философ много раз говорил, что знания, полученные человеком, можно применить в различных областях. Гиппий был живым примером этого: он увлекался математикой, астрономией, искусствами и риторикой.

Горгий жил несколько дольше Протагора и Гиппия. Философ был мастером риторики и красноречия. Именно он назвал язык и слово самыми сильными инструментами человека. В подтверждение он часто говорил о том, что слова могут создавать иллюзии и все существует ровно до той поры, пока об этом говорят.

Таким образом, софисты стали не только учителями и ораторами, а также фигурами, которые подготовили почву для философских дебатов о природе знания, истины и морали. Их идеи до сих пор заставляют задуматься об устройстве мира.

Сократ

Сократ жил в одно время с известными софистами и был их главным критиком. Дело в том, что софисты учили за деньги. Сократ же считал, что обучение должно быть добровольным и не ради прибыли. Также софисты считали все знания относительными, в то время как Сократ учил через самосознание и диалог.

О принципах работы Сократа мы знаем благодаря описаниям его учеников. Так Платон вспоминал, что философ задавал ученикам вопросы, ставя их в затруднительное положение и показывая противоречия в их собственных убеждениях. Так Сократ не рассказывал, как надо, а помогал ученикам самостоятельно добраться до истины, указывая лишь направление мысли. Такой подход стал основой критического мышления и философского анализа.

Чаще всего Сократ критиковал софистов за их мнение об относительности истины. Философ говорил, что невозможно рассуждать об истине, не имея четкого представления о добре и зле. Софисты же полагали, что четкого представления быть не может по причине относительности и того, что в каждом обществе свои понятия об этих вещах.

В результате такого столкновения интересов Сократ был осужден и казнен «за совращение молодежи». На самом же деле софистам помогли влиятельные аристократы, детей которых учили последователи софистики. Парадокс заключался в том, что смерть Сократа наоборот вдохновила его последователей, считавших, что тот погиб во имя истины.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!