Рады, что вам понравилась статья 😊
Рисунок 1. Статуя Абеляра
Пьер (или Петр) Абеляр (рис. 1) — французский богослов, монах и поэт XII века.
Выходец из рыцарской семьи, Абеляр получил качественное образование. В годы учебы побеждал на диспутах и в результате основал собственную школу. Из-за трагической истории любви Абеляра вынудили постричься в монахи.
Заметка 1 Абеляра называют основоположником идеи деления знания на дисциплины. Так, мыслитель выделил в качестве самостоятельных направлений этику и богословие.
Пьер Абеляр не считал, что в основе человеческих поступков лежит воля, и поэтому ввел понятие интенции. Согласно представлениям Абеляра, каждый поступок в своей основе имеет намерение человека.
Другими словами, важно состояние души, в котором пребывал индивид в момент совершения поступка. Из этого мыслитель выводил такое следствие: грех определяется через намерение совершения поступка, и если человек искренне раскаивается (например, сделал что-то по незнанию), то для прощения ему не нужен посредник (служитель церкви). Такая идея, разумеется, не принималась официальной религией.
Заметка 2 Так, Абеляр считал, что поступок нельзя рассматривать в отдельности от намерений, потому что именно намерения (интенции) являются определяющими. Например, мыслитель полагал, что греческих философов, которые не были приверженцами христианства, нельзя называть грешниками, потому что их намерением было благое стремление к познанию.
Философ на век опередил Фому Аквинского, и первым создал классификацию грехов на менее тяжкие (простительные) и более тяжкие (смертные). По Абеляру, легкие грехи (чревоугодие, бессмысленные разговоры и др.) человек совершает «по забывчивости», смертные грехи (убийство, предательство и др.) — намеренно. Это деление впоследствии под авторством Фомы Аквинского было канонизировано.