Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка Проблема человека рассматривается в философии с точки зрения природы и миссии людей, их места в мироздании. Несмотря на такое тематическое постоянство каждый новый виток в развитии философии приносил обновление и в антропологический аспект.
В древневосточной философии эта проблема рассматривалась конфуцианством, буддизмом и даосизмом, для которых характерна уверенность в том, что социальный прогресс возможен только на основе духовного и нравственного совершенствования каждого отдельного члена общества.
В греческой философии эпохи античности человек и его душа осмыслялись как часть космоса, особенно к такому подходу склонялись представители Милетской школы. Сократа интересовал человек, в первую очередь, как особый предмет познания.
В Средние века антропологическая проблематика рассматривалась в теологическом ключе: человек понимался как творение Бога, подобное ему. Однако в людях утверждалась двойственность, конфликт духовного и телесного начал, в котором только духовное могло привести к спасению и вечной жизни.
В период европейского Возрождения в философии зарождается гуманизм – более атропоцентричное течение. Оно утверждает первостепенность для человека не спасение души, а самореализацию в земной жизни. Человек провозглашается существом сильным, стремящимся к счастью и гармонии.
В этот период антропологическая проблематика решается в рамках рационализма, акцентирующим внимание на способностях человеческого разума и преодоления гносеологических пределов. Такое понимание человеческой сущности укрепилось в философии благодаря Рене Декарту, провозгласившим мышление единственным критерием человеческого бытия.