Рады, что вам понравилась статья 😊
Простыми словами субстанцию можно определить как нечто, являющееся первоосновой. Философы в разные эпохи по-разному рассматривали вопросы первоначала, однако можно с точностью утверждать, что классическое деление философской мысли на идеалистическую и материалистическую по-прежнему в силе.
Заметка 1 Понятия «идеалист» и «материалист» на рубеже XVIII века ввел немецкий математик и философ Лейбниц (рис. 1).
Рисунок 1. Готфрид Лейбниц
Идеалисты считают дух субстанциональной основой мира (например, Платон), материалисты — материю (например, Демокрит). Если философская мысль придерживается такой строгой единственности субстанции (дух или материя), то ее называют монистической. Если же мыслители говорят о сосуществовании и взаимодействии духовного и материального, то такое воззрение называется дуализмом (философия Рене Декарта).
Заметка 2 Учение Лейбница называют плюралистическим, потому что философ называл первоначалом взаимосвязь более, чем двух субстанций (называемых монадами).
Мыслитель XVII века из Голландии Бенедикт Спиноза заявлял, что субстанция — это продолжение природы, то есть субстанция и природа представляют собой единую сущность. Основная особенность взгляда Спинозы на субстанцию заключается в независимости субстанции ни от чего другого: субстанция первоначальна, она основа, базис, который неделим и состоит только из себя (философ уточнял, что субстанция — это даже не столько базис, сколько конструкция, нечто единое, лежащее в основе базиса, представляющее его первоначало и суть).
Шотландский мыслитель Дэвид Юм выступал против духовного и материального начала, считая их гипотетическими концепциями, которые только помогают сознанию описать матрицу мироздания, но не существуют в действительности.