Рады, что вам понравилась статья 😊
Начало идеологической полемики между представителями нестяжательства и иосифлянами было положено при Иване III и занимало промежуток между XV-XVI веками, затрагивая царствование Василия III и, в конечном счете, нашла завершение при правлении Ивана Грозного.
Заметка 1 Церковный собор русской церкви, именуемый Поместным, в 1503 году впервые зафиксировал существование двух полярно противоположных течений религиозной мысли.
Рисунок 1. Столкновение представителей двух идейно-религиозных течений
Нестяжатели имели во главе Нила Сорского, позже к ним присоединился Максим Грек. Иосифляне были образованы Иосифом Волоцким, распространению идей которого способствовали Иосиф Волоколамский при поддержке митрополита Даниила, а также митрополит Макарий, благожелательно отзывавшийся об идеях иосифлян.
Иосифляне поддерживали право церкви и ее представителей на обладание земными имущественными благами, церковь, по их мнению, является выразителем Бога на земле, следовательно, она имеет право на показ и укрепление своего материального могущества. Нестяжатели же настаивали на том, что представители церкви, как распространители идей Христа на земле, должны уподобляться ему в бедности и отказе от мирских богатств.
Заметка 2 Особо серьезная полемика уделялась необходимости секуляризации церковной собственности или отстаиванию права на обладание ею, а также отношению к еретическим течениям, которых иосифляне призывали жестоко уничтожать, в то время как нестяжатели не были настроены настолько же решительно и проповедовали отпущение грехов и заблуждений.
Рисунок 2. Опричник времен Ивана Грозного
Столкновение представителей обоих течений и в дальнейшем победа иосифлян привела к появлению в дальнейшем явления опричнины и утверждению абсолютной монархии при Иване IV, который был прозван Грозным.