Рады, что вам понравилась статья 😊
Заметка «Слово о законе и благодати» считается старейшим литературным памятником философского содержания, сохранившихся со времен Древней Руси.
Рисунок 1. «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона
Структурно «Слово» митрополита Илариона делится на три части: история философии, хвалебное рассуждение о миссии России и похвала отечественной государственности. Центральной проблемой и лейтмотивом этого текста является стремление Илариона отразить христианизирующееся национальное русской самосознание того периода и приблизиться к пониманию новой роли Руси как члена христианского мира.
Историю философии митрополит Иларион рассматривает с позиции соотношения и существовании человечества Ветхого Завета, который считается законом, и Нового Завета, который назывался благодатью. Такой подход обусловлен влиянием духовного и идейного противосияния западного и восточного христианства, главным отличием которых была степень признания ветхозаветных законов.
Помимо этого, соотношение закона и благодати, по мнению митрополита Илариона, отражает христианскую концепцию спасения. Так, законы Ветхого Завета направлены на возвращение человека к положению допотопного человечества, а не на приближение к Богу. Путь к спасению души и общению с богом Иларион усматривал в Новом завете.
Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» утверждал, что принятие Русью христианство сделало ее не только равноправной и равновеликой с остальными христианскими державами, но и принесло ей особое благословение Спасителя. Прославляя русских правителей он, в первую очередь, пишет о Владимире, который совершил крещение Руси и о своем современнике и покровителе Ярославе Мудром. Однако Иларион упоминает в своей похвале князей языческого периода Руси, а именно Олега и Игоря.