Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: Бинг
В начале XI века Древняя Русь лишь недавно стала христианской страной. В 988 году великий князь Владимир I принял крещение от миссионеров Византийской империи и начал распространять новую веру на всей территории славянского государства. Язычники далеко не всегда оказались готовы сразу же обратиться в новую религию, напрямую отказываясь от крещения, либо, формально крестясь, сохраняли родную веру.
Помимо проблем с собственным населением, киевские князья были недовольны собственным положением в рамках христианского мира. Византия, наследница Рима, считала себя вселенской христианской империей, которая полноправно, в том числе и с религиозной точки зрения, управляет остальными христианскими народам, в том числе и Русью. Первоначально митрополиты русской церкви назначались из Константинополя.
Митрополит Иларион стал первым русским клириком, занявшим пост главы русской церкви. Его назначение состоялось при поддержке великого князя Ярослава Мудрого. Ярослав проводил политику христианизации, улучшения образовательной системы, основанной на христианских принципах и византийской науке. При этом князь стремился сделать Русь самостоятельной и сильной христианской державой. Митрополит Иларион в своем произведении высказывается в схожем духе.
В произведении митрополита Илариона затрагиваются различные темы: соотношение важности Ветхого и Нового заветов для православного христианина, роли еврейского и иных народов в мировой истории, место Руси в семье христианских народностей, похвала русских православным правителям.
Фото: Бинг
Основное богословской мыслью митрополита Илариона в его произведении является утверждение об устаревании положений Ветхого завета, которых он именует Законом, в пользу догматов Нового завета, именуемых Благодатью. Произведение в целом имеет полемический характер в отношении иудаизма и его предписаний, отстаивая примат новозаветных положений, относительно еврейского религиозного законодательства. Иларион приводит первое в русской истории аллегорическое толкование библейской притче о Агари и Сарре. Первая, согласно преданью, являлась рабыней, родившей библейскому пророку Аврааму сына Измаила. Вторая — законной женой Авраама, чьим сыном стал Исаак. Агарь и ее сын были изгнаны, в то время как Исаак был признан Авраамом законным сыном от Сарры. Иларион сравнивает эту притчу с положением иудеев и христианских народов. В то время как верные ветхозаветным правилам евреи скитаются по всему миру, христианские народы, пусть и не принявшие истинную веру первыми, наследуют христианскую истину.
Иларион утверждает, что западная церковь слишком много внимания уделяет ветхозаветному закону, отказываясь от органичной интерпретации Нового завета, которая характерна восточным церквям и народам, принявшим христианство от Византийской империи. Иларион критикует тот факт, что западные христиане принимают некоторые ветхозаветные моральные нормы. В его понимании, Ветхий завет уже исполнил свою историческую роль и главным ориентиром должен являться Новый завет.
Митрополит Иларион концентрировался на значимости Руси и русских как христианского народа, осуждал проявления язычества, как поклонение демонам и бесам. Он видел русских в качестве равноправной с византийцами христианской общности, а великих князей в качестве добродетельных православных правителей. Именно произведение митрополита Илариона стало первым памятником самобытности и самостоятельности русского государства, как в религиозном, так и в политическом аспекте.
Иларион представлял историю в качестве процесса перехода от Закона к Благодати, от мудрости Ветхого завета к мудрости Нового. В его понимании иудаизм и его последователи уже выполнили свою историческую миссию, уступив место христианизации и развитию христианских народов. Упорствующие же, не желавшие воспринять послание Иисуса Христа, ныне пребывают в изгнании со своей родной земли, так же как Агарь и её сын, изгнанные Авраамом.
Фото: Бинг
В принятии древней Русью православия Иларион видит Божественный промысел, деятельность самого Христа, который и благословил русский народ на следование истинной вере. Митрополит оппонирует традиционной для того времени византийской концепции о её первенстве в ряде православных народов. Он утверждает равноправие Руси со всеми другими православными государствами. Эти настроения выражали национальную гордость русских людей, их желание состоять в равном положении с ромеями и избирать своих представителей в качестве должностных лиц в церковной иерархии.
В своем произведении митрополит Иларион хвалит деятельности великого князя Владимира по крещению Руси и распространению христианства. Он сближает его с апостолами Христа и первыми римскими императорами-христианами. Крещение Владимира представляется в качестве чуда и божественного промысла. Автор «Слова о законе и благодати» превозносит и следующего князя, Ярослава Мудрого, при котором он и взошел на митрополичью кафедру. Ярославу в заслуги ставится развитие образования, в первую очередь христианского, строительство храмов, миссионерская деятельность.