Рады, что вам понравилась статья 😊
В данной публикации мы сделаем обзор философского наследия Спинозы и расскажем о его судьбе. Бенедикт Спиноза (Барух) – философ еврейского происхождения из Нидерландов. Свои работы на латыни подписывал именем Бенедикт – аналогом еврейского имени Барух. Считается автором самого логичного и капитального изложения методики рационализма. Называется отцом европейского пантеизма. На учение Бенедикта повлияли Эвклид, Гоббс, Маймонид и Декарт.
Определение Рационализм – методика познания через интеллект, мысли, разум.
Определение Пантеизм – «всё бог» – философская система, определяющая Вселенную цельным феноменом, отрицающая антропоцентризм творца.
Спиноза родился в 1632 году, под конец 80-летней войны. Семья бежала из Португалии во время гонений на сефардов и осела в Амстердаме. Больная мать умерла, когда мальчику было 6 лет. Папа успешно торговал фруктами, дети жили сыто. В отличие от португальской инквизиции, Нидерланды терпели иноверцев. Спиноза посещал иудейскую школу, изучал Тору, иврит, читал Аристотеля в толковании еврейского теолога Маймонида. Но стал полиглотом, овладел нидерландским, испанским, португальским, познакомился с итальянским, французским, латынью.
Когда умер отец, семейной торговлей занялись сыновья. Впрочем, торговые заботы Баруха закончились, едва начавшись: он общался с коллегиантами, «предавая» иудаизм. Ортодоксы боялись его ума и предложили 1000 флоринов в год за молчание. Когда отказался, назвали еретиком и выгнали из еврейской общины.
Определение Коллегианты – протестантская секта, называвшая свободу воли первым условием на пути к спасению.
Уступив торговую долю брату, Спиноза продолжил обучение в школе поэта, врача, заговорщика, бывшего иезуита ван ден Эндена. Занимался философией, латынью, древнегреческим, точными науками, рисованием, оптикой, преподавал иврит. Постепенно сложился круг общения – друзья, ученики. В 1660 г. амстердамские раввины добились осуждения Баруха за угрозу общественной морали. Спиноза вынужденно уехал в деревню, зарабатывал шлифовкой линз. Молодого философа навещал председатель Королевского общества.
Определение Royal Society – Лондонское королевское общество, главная научная организация Великобритании, созданная в XVII веке.
В 1663 г. Барух, имея «репутацию атеиста» переехал в окрестности Гааги. Высокие покровители (включая Яна де Витта), ценившие интеллект Спинозы, защищали от гонений. Шлифовщик общался со знатоком филологии Фоссом, математиком Гюйгенсом. В 1670 году поселился в Гааге и оставался там до конца жизни. Философа приглашал Гейдельбергский университет – Барух отказался, не желая потерять свободу слова. Его навещал Готфрид Лейбниц. Публиковать «Этику» Спиноза не решился, она ходила среди надёжных товарищей как рукопись.
Определение Готфрид Лейбниц – основатель Берлинской академии наук, физик, математик, философ, историк и юрист.
Больной затяжным туберкулёзом, Спиноза умер нищим в 1677 году. Трактаты опубликовали в 1678 и немедленно запретили.
Главным опусом Бенедикта считается «Этика». Метафизика представлена логической системой, претендуя на какую-то научную обоснованность.
Определение Метафизика – философский подход к познанию жизни путём «чистого разума», без полученных опытами знаний.
Чтобы иметь фундамент для целой философской системы, Спиноза ищет безусловные факторы. Во-первых, задаёт базовые термины, во-вторых, формулирует аксиомы. Опираясь на аксиомы, выводит теоремы, используя логику. Таким образом, достигается методическая безупречность: если аксиомы верны и логический аппарат строг, верными будут и выводы.
Цель работы – научиться хорошей жизни, добиться душевного баланса, ощущения радости. Спиноза хотел найти лучшие варианты поведения ради благополучия и комфорта (оставаясь в рамках метафизики). Он предложил базовые понятия и применил их как инструмент.
Субстанция – это бесконечное самодостаточное Мироздание, «существует само по себе и причина самого себя». Обратное понятие – акциденция, существующая «в другом и благодаря другому». Понятие субстанции обозначает у Спинозы и духовные, и материальные начала. Она бесконечна во времени, пространстве, это вообще всё, названное одним словом. Субстанция неделима, потому что две субстанции друг друга ограничат, это уже не бесконечность. Любой ограниченный объект (например, человек) – локальное состояние фрагмента субстанции в данном месте и в данное время. Бенедикт называл его модусом.
Цитата «Природа не ставит себе никаких целей, и все целевые причины суть только человеческие вымыслы». (Спиноза. Этика, I, Прибавление)
Определение Мироздания Бенедиктом фактически толкует Бога в духе безличной бесконечности, не имеющей воли и разума. Бог везде и во всём – революционная идея, отвергавшая главные каноны. Они разделяли Бога и природу, требовали поверить божественной личности. «Этику» называют первой европейской альтернативой основным религиям.
Атрибуты – характеристики субстанции. По мнению Спинозы, их бесконечное множество. Нам доступны только два – мышление и протяжение. Атрибуты независимы, не влияют друг на друга, зато определяют каждый предмет (и субстанцию целиком). Протяжение/мышление существуют по одинаковым законам. Протяжение – основная характеристика любого тела, определяющая его как таковое, поясняющее физические качества. Динамичное бытие тел дают модусы покоя/движения. Мышление – способности (общие!) создавать новое и сознавать уже существующее, включая самосознание. Спиноза понимает под мышлением любые проявления личности – интеллект, эмоции, остальное. Бесконечная субстанция обладает бесконечным мышлением как атрибутом, откуда каждый ее фрагмент, мыслящий тоже. По Спинозе не только человек одушевлён, а вообще всё. Хотя в разной степени. Любую форму и каждый результат атрибута мышления Барух называл идеей. Идея дома, идея цветка. Для человека мышление/протяжение означают душу и тело. Усложнение душ Спиноза увязал с развитием тел, от микроба до человека. Из аксиомы независимых атрибутов следует, что душа не влияет на тело по части мышления, тело на душу по части движения, хотя атрибуты постоянно «контактируют». Тело меняется по внешним причинам или внутренним, душа неизбежно отзывается. Она не имеет способов получения и проверки информации, помимо телесных реакций и ощущений.Причинность
У Спинозы это понятие аналогично воле Бога, поскольку вечное и однозначное. У всего бывают истоки, хаос невозможен. Вещи и явления увязаны причинно-следственными цепочками связей, означающими необходимость. Эти обстоятельства и вытекающие из них события не дают шансов случаю. Вещи возникают, явления происходят с неизбежным порядком и результатами. Мир не мог получиться другим. Случай не событие, а наша иллюзия, вызванная ограниченностью. Мы смотрим на вещи/явления сами по себе, не понимая связи со многими другими.
Причинность исключает свободу воли, мы ничего не решаем. Волевые акты видим, но причины, заставившие так поступить, не знаем. Откуда иллюзия свободного выбора. По мнению Спинозы, жажда свободы означает непроизвольное стремление подчиняться законам субстанции. По такой логике это желание оказывается любовью к Богу. Рабство по Бенедикту – отсутствие данного стремления. Вполне свободна только субстанция – Бог. Необходимость не ущемляет свободу, а является её компонентом. Антиподами понятия свободы Барух называет принуждение/насилие.Свобода
Причинность исключает свободу воли, мы ничего не решаем. Волевые акты видим, но причины, заставившие так поступить, не знаем. Откуда иллюзия свободного выбора. По мнению Спинозы, жажда свободы означает непроизвольное стремление подчиняться законам субстанции. По такой логике это желание оказывается любовью к Богу. Рабство по Бенедикту – отсутствие данного стремления. Вполне свободна только субстанция – Бог. Необходимость не ущемляет свободу, а является её компонентом. Антиподами понятия свободы Барух называет принуждение/насилие. Причинность исключает свободу воли, мы ничего не решаем. Волевые акты видим, но причины, заставившие так поступить, не знаем. Откуда иллюзия свободного выбора. По мнению Спинозы, жажда свободы означает непроизвольное стремление подчиняться законам субстанции. По такой логике это желание оказывается любовью к Богу. Рабство по Бенедикту – отсутствие данного стремления. Вполне свободна только субстанция – Бог. Необходимость не ущемляет свободу, а является её компонентом. Антиподами понятия свободы Барух называет принуждение/насилие. Манипулируя рассуждениями, Барух пытается выяснить, отчего люди счастливы и несчастливы. Его вывод: счастье – это гармония с субстанцией. Когда желания не противоречат порядку, они достижимы. Поскольку наши влечения сами результат, главное не утонуть в нелепых фантазиях. Сами собой возникают именно правильные желания. Аффекты – изменения (возрастание, подавление) активности человека. Спиноза поделил аффекты на три вида: желание (сводится к инстинкту самосохранения), удовольствие, неудовольствие. Активные аффекты желания и удовольствия могут быть связаны с познанием. Неудовольствие получается из-за ограниченности наших возможностей мышления/познания. Мы ничего не можем поделать с аффектами, они сильнее нас, как законы природы. Натуральные желания означают рабство, люди не выбирают, хотеть есть или не хотеть. Аналогично мы рабы внешних обстоятельств. Спиноза не предлагает полюбить рабство, а советует полюбить Бога, который, по мнению Бенедикта, везде. Уяснив божественную вездесущность, можно наслаждаться буквально всем. Трактаты Баруха напоминают мозаику, составленную из разных философий. Помимо своих идей, он выбирал фрагменты векового наследия и собирал единую систему. Картезианство, стоицизм, гуманизм, рационализм, достижения точных наук – исходный материал. Спинозу высоко ценили Соловьёв, Введенский, Луначарский, Шестов, Чайковский, Джордж Элиот, Гёте, Эйнштейн, Галич, Ялом и многие другие.Свобода
Свобода
Счастье
Аффекты
Заключение