Рады, что вам понравилась статья 😊
До 18 века в отечественной философии проблема человека рассматривалась только с точки зрения богословия, где ключевой была проблема спасения души. Позже под влиянием идей европейского просвещения начали появляться взгляды не только духовного направления, но и материалистического.
Флагманами второго были Чаадаев и Одоевский, которые пытались создать синтез рационализма и отечественной философской религиозной мистики. Одоевский утверждал единство природного мира и человека, который, по мнению философа играет главную роль во всем мироздании. Чаадаев же считал человеческую жизнь путем от телесного к духовному началу, которое приближает человека к созерцанию божественного.
Европейский романтизма оказал сильное влияние на звучание антропологизма в русской литературе. Начиная с Пушкина, русские писатели начинают изображать человека в онтологически пограничном состоянии, относя его и к миру физическому, и к метафизическому. Литературные герои изображаются вынужденными формировать свой внутренний мир в конфликте с суровой окружающей средой.
Философы славянофилы искали решения антропологических и онтологических проблем в православии, которое, по их мнению, предлагало необходимые людям связь с богом и социальное единство. Славянофильская философия утверждала, что целостная человеческая сущность состоит из четырех равнозначных компонентов: чувственного, волевого, разумного и веры в бога.
Соловьев выступал с критикой европейских рационалистов из-за их неполного восприятия человека. Философ видел человека как существо единое с богом, который олицетворен во всем реальном мире, но не лишенное свободы воли.
Заметка Философия Соловьева оказала колоссальное влияние на литературу и изобразительное искусство Серебряного века.