Рады, что вам понравилась статья 😊
К. Маркс и Ф. Энгельс анализировали общественные и исторические процессы в социуме, используя материалистическую диалектику. Разработанная ими формационная теория сводится к материалистическому пониманию социума, процессов, включая исторические, которые в нем фиксируются.
Определение: Общество — это совокупность отношений, возникающих между людьми во время осуществления ими определенной деятельности и закрепляющихся с течением времени.
Если закрепление произошло, образуются общественные институты. Выделенные К. Марксом взаимодействия в социуме, по его мнению, имеют две важные составляющие — базис и надстройку.
Определение: Базис — отношения, сосредоточенные в области материального производства.
Маркс и Энгельс считали, что без материального общество не существует, остановка производства материальных благ должна привести к гибели государства и социума.
Определение: Надстройка — это политические, религиозные и культурные институты.
Их существование помогает закрепить за людьми определенные общественные роли, соответствующие базису.
Маркс и Энгельс выделили в обществе два основных социальных слоя, назвав их классами. Это класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Различать классы предлагалось по отношению представляющих их индивидуумов к средствам производства. Класс эксплуататоров, как считал Маркс, обладает такими признаками, как: право собственности на средства производства и наличие прибавочного дохода. Признаками, позволяющими отнести лицо к эксплуатируемому классу, считаются: обмен труда на возможность использования средств производства и производство материальных благ для класса эксплуататоров.
Борьба этих двух классов — двигатель прогресса и развития общества. Коммунизм возможен, если общество пройдет путь от примитивных общественных и экономических формаций к развитым. Но этот путь — это путь борьбы классов.
Общество развивается за счет диалектического характера материального производства, главными элементами которого являются производительные силы и отношения.
Под производительными силами К. Маркс понимал усилия, движущие материальное производство, способствующие его существованию. Это — трудовые усилия, навыки, способы производства, средства производства, технологии. Они претерпевают изменения, развиваются. Например, навыки труда людей, живших 200 лет назад, отличались от навыков современного человека, имеющего возможность применения в трудовой деятельности новшеств техники и технологий, усовершенствованных приемов работы, опыта.
Производственные отношения возникают вокруг материального производства. Это — трудовые взаимодействия, процессы управления и администрирования, обмен и распределение благ, собственность на средства производства и на конечный произведенный продукт. Они отличаются от производительных сил способностью к консервации. Под консервацией понимается статичность. Однажды сложившись, взаимодействия остаются неизменными на протяжении лет и столетий, изменчивость производственных усилий не оказывает на них влияния, что служит главным двигателем любых общественных преобразований.
Если производительные силы достигают пределов в своем развитии, общество сотрясается от классовых конфликтов, связанных с консервативностью, свойственной производственным отношениям. Начинается революция, целью которой становится изменение общественных взаимодействий, изменение прав собственности на средства производства. В ходе революции, при успешном ее завершении, полностью меняется надстройка, производственные силы и взаимодействия закрепляются новым образом. Образованная формация сохраняет свойства предыдущей. Но одновременно она является базой для будущих формаций.
Под формацией К. Маркс понимал тип общества, сложившийся в конкретный исторический отрезок времени и определяющийся по способу производства, характерному исключительно для этого времени. К. Маркс считал, что за период, пока существует человек, было образовано пять формаций:
Выделенные К. Марксом формации представлялись ему основными вехами в истории развития человечества. Пределом развития общества, идеалом, должна была стать коммунистическая формация.
Современное общество не вошло в эпоху коммунизма, в СССР удалось построить лишь социализм, а современные коммунистические государства, например, Китай, далеки от мысли о равном распределении ресурсов. Но теория К. Маркса имеет значение и для современного мира.
Благодаря ей современные исследователи знают о зависимости между властью и средствами производства. Она показала, что государства развивались поэтапно, естественно сменяя друг друга.
Если говорить о недостатках теории, упоминают отсутствие в ней места для стран Азии. Маркс и Энгельс изучали исключительно европейскую историю и европейские государства. Развитие государства, его расцвет и упадок у Маркса всегда предопределены. Практикой это не доказано. Маркс упускал из виду многоукладность экономики и сужал социальный состав населения, не проводил анализ духовной жизни людей, не осознавал степень влияния духовного на материальное.
Теория общественно-экономических формаций послужила основой множества исследований, а также ориентиром для других теорий и привела к значительным изменениям в обществе. В России на нее опирался Ленин и большевики, чтобы рассказать народу об обществе, которое построят после свержения самодержавия.