27.07.2024
#доклад
#конференция
42

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса: современный этап развития

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Общественно-экономические формации у Маркса
  2. Диалектика производственных сил и отношений
  3. Формации
  4. Теория на современном этапе
  5. Вывод

Общественно-экономические формации у Маркса

К. Маркс и Ф. Энгельс анализировали общественные и исторические процессы в социуме, используя материалистическую диалектику. Разработанная ими формационная теория сводится к материалистическому пониманию социума, процессов, включая исторические, которые в нем фиксируются.

Определение: Общество — это совокупность отношений, возникающих между людьми во время осуществления ими определенной деятельности и закрепляющихся с течением времени.

Если закрепление произошло, образуются общественные институты. Выделенные К. Марксом взаимодействия в социуме, по его мнению, имеют две важные составляющие — базис и надстройку.

Определение: Базис — отношения, сосредоточенные в области материального производства.

Маркс и Энгельс считали, что без материального общество не существует, остановка производства материальных благ должна привести к гибели государства и социума.

Определение: Надстройка — это политические, религиозные и культурные институты.

Их существование помогает закрепить за людьми определенные общественные роли, соответствующие базису.

Маркс и Энгельс выделили в обществе два основных социальных слоя, назвав их классами. Это класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Различать классы предлагалось по отношению представляющих их индивидуумов к средствам производства. Класс эксплуататоров, как считал Маркс, обладает такими признаками, как: право собственности на средства производства и наличие прибавочного дохода. Признаками, позволяющими отнести лицо к эксплуатируемому классу, считаются: обмен труда на возможность использования средств производства и производство материальных благ для класса эксплуататоров. 

Борьба этих двух классов — двигатель прогресса и развития общества. Коммунизм возможен, если общество пройдет путь от примитивных общественных и экономических формаций к развитым. Но этот путь — это путь борьбы классов.

Диалектика производственных сил и отношений

Общество развивается за счет диалектического характера материального производства, главными элементами которого являются производительные силы и отношения.

Под производительными силами К. Маркс понимал усилия, движущие материальное производство, способствующие его существованию. Это — трудовые усилия, навыки, способы производства, средства производства, технологии. Они претерпевают изменения, развиваются. Например, навыки труда людей, живших 200 лет назад, отличались от навыков современного человека, имеющего возможность применения в трудовой деятельности новшеств техники и технологий, усовершенствованных приемов работы, опыта.

Производственные отношения возникают вокруг материального производства. Это — трудовые взаимодействия, процессы управления и администрирования, обмен и распределение благ, собственность на средства производства и на конечный произведенный продукт. Они отличаются от производительных сил способностью к консервации. Под консервацией понимается статичность. Однажды сложившись, взаимодействия остаются неизменными на протяжении лет и столетий, изменчивость производственных усилий не оказывает на них влияния, что служит главным двигателем любых общественных преобразований.

Если производительные силы достигают пределов в своем развитии, общество сотрясается от классовых конфликтов, связанных с консервативностью, свойственной производственным отношениям. Начинается революция, целью которой становится изменение общественных взаимодействий, изменение прав собственности на средства производства. В ходе революции, при успешном ее завершении, полностью меняется надстройка, производственные силы и взаимодействия закрепляются новым образом. Образованная формация сохраняет свойства предыдущей. Но одновременно она является базой для будущих формаций.

Формации

Под формацией К. Маркс понимал тип общества, сложившийся в конкретный исторический отрезок времени и определяющийся по способу производства, характерному исключительно для этого времени. К. Маркс считал, что за период, пока существует человек, было образовано пять формаций:

  1. Первобытнообщинная. Нет классов, все средства производства и результаты труда общие. Распределение продуктов и вещей осуществляется справедливым образом в соответствии с потребностями каждого члена общины. Увеличение количества производимых материальных благ приводит к расслоению. Родовая община превращается в соседскую. Для получения права на конкретный предмет или пищу, общиннику приходится изготовлять его самому или обменивать на что-то полезное. Без оплаты получить вещь не получается.
  2. Рабовладельческая. Соседская община становится рабовладельческой, результатом войн, ведомых отдельными племенами, становится появление рабов. При незначительной производительности труда рабов не могли прокормить, потому убивали. Но по мере развития общества, увеличивается количество произведенной пищи и приходит понимание того, что рабы — это бесплатные рабочие. С появлением рабов появляются и новые классы в обществе. Теперь община делится не просто на богатых и бедняков, а на рабовладельцев и рабов. Формируются первые рабовладельческие государства.
  3. Феодальная. Рабовладельческая формация сменяется феодальной при возникновении понимания о недостаточной производительности труда рабов. Свободные крестьяне, работающие на себя и получающие по итогу трудовой деятельности личную выгоду, намного эффективнее и полезнее рабов. Потерявшие свободу люди выполняют работу менее качественно и усердно. Следствием этого становится неполучение некоторых видов продуктов, налогов.
  4. Капиталистическая. Феодальная формация уступает место капиталистической, когда земля перестает быть единственным средством производства. В качестве основного средства выбирают капитал. Деньги — двигатель прогресса.
  5. Коммунистическая. Формация, при образовании которой средства производства принадлежат государству и народу. Напоминает первобытнообщинный строй. Практика показала невозможность существования в современном мире.

Выделенные К. Марксом формации представлялись ему основными вехами в истории развития человечества. Пределом развития общества, идеалом, должна была стать коммунистическая формация.

Теория на современном этапе

Современное общество не вошло в эпоху коммунизма, в СССР удалось построить лишь социализм, а современные коммунистические государства, например, Китай, далеки от мысли о равном распределении ресурсов. Но теория К. Маркса имеет значение и для современного мира.

Благодаря ей современные исследователи знают о зависимости между властью и средствами производства. Она показала, что государства развивались поэтапно, естественно сменяя друг друга. 

Если говорить о недостатках теории, упоминают отсутствие в ней места для стран Азии. Маркс и Энгельс изучали исключительно европейскую историю и европейские государства. Развитие государства, его расцвет и упадок у Маркса всегда предопределены. Практикой это не доказано. Маркс упускал из виду многоукладность экономики и сужал социальный состав населения, не проводил анализ духовной жизни людей, не осознавал степень влияния духовного на материальное.

Вывод

Теория общественно-экономических формаций послужила основой множества исследований, а также ориентиром для других теорий и привела к значительным изменениям в обществе. В России на нее опирался Ленин и большевики, чтобы рассказать народу об обществе, которое построят после свержения самодержавия.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!