Рады, что вам понравилась статья 😊
Развитие идей Мишеля Фуко рассматривают с точки зрения деления на два периода: первый, в котором высказываемые философом идеи близки структурализму, и второй, начавшийся с середины 60-х годов XX века, когда он постепенно переходит на позиции, близкие постструктурализму и постмодернизму.
Заметка №1 Теоретической базой исследований Фуко были идеи Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
В своих многочисленных трактатах он анализирован вопросы культуры, науки, общества, а также частные вопросы, связанные с медициной, психиатрией, политикой и властью, безумием и сексуальностью.
Первый период отмечен разработкой проблематики науки и культуры европейской цивилизации, здесь философом были предложены понятия археологии знания и знания-языка. В своей основополагающем произведении «Слова и вещи» Фуко рассматривает разделение цивилизации Европы на несколько эпох, каждая из которых не относится к предыдущей и не представляет с ней никакой связи.
Пример Таким образом, история, по мысли Фуко, есть лишенная единства цепь событий, существующая без оглядки на прошлое.
Второй период отмечен разработкой понятий науки, ее критики, а также дискурса в широком смысле слова. В работе под названием «Порядок дискурса» он утверждает недоверие к примату разума в научной среде и выражает сомнение в ценности науки как осмысленной и обоснованной области знания. Философ формулирует понятия «знания как объекта насилия» и «знания как объекта власти», согласно которым власть, как и знание, являются прямыми элементами идеологического воздействия.
Заметка №2 Власть в представлении философа – это распространяющаяся на все общественные и политические системы репрессия, которая обладает функцией воссоздания реальности, ее подмены и подстановки под необходимую идея. Власть является и посредником, и побудителем существования противоборствующих ей структур.