Рады, что вам понравилась статья 😊
Эпоха Возрождения ознаменовала утверждение человека в качестве центра мироздания и основополагающей ценности. Личность стала рассматриваться как самостоятельный субъект, обладающий не только разумом, но и волей. Природное и божественное начала продолжали занимать важное место в философии позднего Средневековья и раннего Нового времени, однако на первый план начинает выходить человек, представления о его свободе и счастье. Философы Нового времени рассматривали сознание с идеалистической позиции (даровано свыше, сознание — это божественное начало в человеке, которое помогает познавать истину) и с материалистической позиции (сознание формируется влиянием окружающего мира — обществом, образованием, воспитанием; человек не обладает особенным таинственным духом, способным открывать тайны; действительность познается опытом, а не психикой).
Заметка 1. Начиная с XX столетия исследованием того, как общество и личность воздействуют на развитие сознания, занимается не только философия, но и специализированная наука о душе — психология.
Современные психологи пришли к выводу о том, что индивидуальное сознание попеременно подвергается влиянию то внешнего окружения (общества), то внутреннего мира личности. Так, в возрасте трех лет человек осознает собственное я, и начинается период функционирования индивидуального сознания. В подростковый период индивид еще глубже погружается во внутренний мир, осознавая, что внешние оценки, представления родителей, друзей, учителей о нем самом могут не соответствовать действительности, и формирующаяся личность пытается постичь реальность своим сознанием. К 25 годам человек словно снова возвращается к своему первому кризису (первого года жизни), поскольку его сознание опять сталкивается с трудностями выделения себя среди объектов окружающего мира (кризис накладывается на поиск профессионального пути).