Рады, что вам понравилась статья 😊
Российская империя со времен правления Петра I была вестернизированным государством. Многие должности в системе образования и государственного управления занимали выходцы из Европы или их потомки.
Поэтому позиции западников вплоть до 1917 года были прочнее, чем влияние славянофилов. Социалисты и марксисты тоже относились к западничеству.
Среди публицистов и литераторов западниками были:
К либеральному направлению внутри западничества относились писатель Иван Тургенев и правовед Борис Чичерин.
Противников монархии, Александра Герцена и Николая Огарева, можно отнести к западникам-революционерам. Теоретик утопического социализма Николай Чернышевский также относится к этому направлению.
Среди западников были и знаменитые историки XIX века:
В мировой экономике в XIX веке доминировала Великобритания, поэтому логично, что и среди экономистов были западники — Иван Бабст, Андрей Заблоцкий-Десятовский и Иван Вернадский.
К западникам относились и следующие деятели русской культуры:
Предшественниками западничества следует считать ряд деятелей отечественной истории XVII века:
XVIII век прошел в целом в западническом духе. Самое длительное царствование было у Екатерины II, которая родилась в одном из германских княжеств.
В 1836 году публицист Петр Чаадаев издал «Философические письма». Данное произведение не понравилось министра народного просвещения Уварову и вызвало острую полемику среди образованных людей. Суть Европы Чаадаев видел в том, что населяющие ее народы следуют идеалам долга, права, порядка и справедливости.
По его мнению, Европа обрела истину, а затем пришла к благоденствию.
В ходе полемики вокруг рассуждений Чаадаева сложились взгляды славянофилов и западников. Следовательно, 1839 год стал датой возникновения славянофильства, а 1841 год — западничества.
Фото: образ Европы, NeuralWriter
По своим взглядам западники были похожи на декабристов и тоже делились на монархистов и республиканцев. Идеал и образец они видели в Европе середины XIX века. Следовательно, одному западнику была ближе консервативная конституционная монархия в Великобритании, а другому — революционная Франция 1848 года.
Представители западничества отрицательно относились к крепостному праву и положительно к демократическим свободам и ограничению монархии.
Часть западников негативно относилась к революционным преобразованиям.
Исторический деятель, вокруг которого начался спор западников и славянофилов — Петр I. Западники к петровской эпохе с ее масштабными реформами относились положительно. Следуя такой логике, они должны были симпатизировать Екатерине II, Александру I и Александру II.
Также интересен взгляд западников и славянофилов на «норманнскую теорию». Среди образованных людей XIX века попадались и такие нестандартные, как славянофил Михаил Погодин, который отстаивал взгляды норманистов.
Свои взгляды западники формулировали не только в устном виде, но и в печатном слове. Первым их журналом, с 1835 по 1839 год, был «Московский наблюдатель». С 1839 года — «Отечественные записки». Редактором второго журнала были Андрей Краевский и Николай Некрасов. Также в 1850-е гг. к изданиям западников относилась газета «Московские ведомости».
Заметка: У славянофилов свои печатные органы появились позднее. Сначала их статьи выходили в журнале «Москвитянин». Свои журналы и газеты у них появились только с 1856 года. Среди них: «Русская беседа», «День», «Москва».
Западники имели куда больший, чем славянофилы вес в системе образования и государственного управления. Они считали Россию и Западную Европу нераздельным культурно-историческим явлением.
Западничество можно разделить на 3 аспекта:
Заметка: В исторической мысли XX века возникла идея о том, что в любом обществе, которое является отсталым на фоне соседей, возникает два направления общественной мысли. Первое можно назвать «иродианством» и его представители предлагают копировать все иностранное. Второе, противоположное по смыслу, «зелотизм», то есть сторонников традиционного уклада.
У представителей этих двух движений отличался взгляд на крестьянскую общину. Западники капиталистического толка считали ее пережитком прошлого. Они взгляды на крестьянский вопрос было схожи с содержанием Столыпинской реформы. Славянофилы, наоборот, считали общину ключевым элементом народной. Западники социалистического толка рассматривали общину как «ячейку» социализма.
Фото: образ провинциальной России середины XIX века, NeuralWriter
Авторы времен СССР считали, что из-за установленной императором Николаем I цензуры, литература стала единственной общественной трибуной. Главными центрами общественной мысли стали редакции журналов. Во времена СССР славянофилов не любили еще больше, чем в Российской империи. Сама идеология государства, марксизм, была взята в Западной Европе.
Данный автор считает западников влиятельным направлением в русской политической мысли середины XIX века, находившимся в оппозиции к идее самобытности. Авторитетами для западников были гуманисты эпохи Просвещения и немецкие философы XIX века.
Наиболее радикальные западники считали, что от православия России никакой выгодны и лучше бы государство пошло западно-христианским путем, католическим или протестантским. Такой подход можно подвергнуть критике, если взять примеры Польши, Испании, Португалии, южной Италии, Аргентины.
Одни западники планировали строить социализм на руинах самодержавия, а другие хотели идти путем ведущих государств Европы.
Этот автор большое внимание уделяет характеристике славянофильства.
Орлов отметил, что взгляды западников получили воплощение в программах политический партий начала XX века. Наименее западнической партией были октябристы.
В философском словаре, изданном перед распадом СССР, заметен ряд штампов в характеристике западников. К таковым относятся «буржуазно-помещичий либерализм» и «надклассовое просветительства». Характеристика движения весьма краткая.