Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеФедеративное государство — это тип территориального устройства, при котором верховная публичная власть федерального центра делится частью своих полномочий с небольшими государственными образованиями в стране, то есть субъектами федерации.
Как правило, они наделяются относительной политической самостоятельностью, причем закрепленной на законодательном уровне.
У каждого субъекта федерации существует определенный спектр полномочий во внутренней политике, однако у них отсутствует государственный суверенитет.
При ведении международных отношений государство с таким территориальным устройством выступает от имени всех федеральных образований, входящих в состав страны. Субъекты не имеют право принимать самостоятельных внешнеполитических решений, а также выходить из состава государства по собственному усмотрению.
Наиболее частой предпосылкой появления федераций является природный или естественный фактор, в силу которого государство имеет обширные территории, расположенными друг от друга на большом расстоянии. Таким образом, публичное управление упрощается за счет создания полуавтономных федеральных субъектов, которые могут функционировать отдельно от всей страны даже при условии их обособлении горными массивами или крупными водными объектами.
Также, если в государстве проживает множество национальностей, влияние вышеописанного фактора многократно возрастает, ведь каждый субъект можно легко организовать в черте проживания того или иного народа.
Появление федераций можно объяснить наличием большого количества граждан в стране, которые исповедуют различные религии — такая ситуация исходит из многонационального состава. Обычно федеральное территориальное устройство в стране складывается при условии желания народов на самоопределение в рамках данного государства, что является предпосылкой к созданию отдельных политических образований.
Получение государством статуса федерации наступает с того момента, как оно перестает быть унитарным и образует в своем составе несколько политически самостоятельных субъектов. Таким образом, в появлении таких стран значительным фактором становится федеративная трансформация.
Чтобы не разрушалась территориальная целостность единого государства в результате этнического сепаратизма, федерация помогает отделять некоторые группы населения друг от друга, тем самым передавая им самостоятельность и независимость внутри страны.
В качестве отличного примера перехода унитарного государства к федеративному устройству можно наблюдать Бельгию, где в 1970-х произошел конфликт между двумя этнолингвистическими общностями — фламандской и валлонской. Урегулировать напряженную обстановку получилось благодаря установлению федерации.
Специалисты заметили, что большая часть государств с федеративным устройством обладают огромными территориями и множеством проживающих на ней народов. Таким образом, можно сделать вывод, что появление федерации тесно связано с удобством управления страной, где гораздо легче будет создать отдельные самостоятельные субъекты, которые будут в некоторой степени зависимы от центра и находится в составе единой державы.
Отличить федерацию от унитарного государства можно благодаря нескольким отличительным чертам. Например, при федеративном устройстве отдельные регионы в стране получают законодательные полномочия, что разрешает им обнародовать самостоятельно разработанные нормативные акты, но при условии непротиворечивости действующей конституции страны и федеральных законов.
Фото: Fusion Brain
Также характерным признаком федерации является наличие собственной символики или собственного института гражданства у субъектов. При этом компетенции регионов регламентируются Основным законом.
Федеративному государству свойственно иметь систему исполнительной и законодательной власти, разделенную на два уровня: региональный и федеральный. Органы госвласти субъектов могут действовать только на территории того региона, на котором они организованы. Вторые, в свою очередь, занимаются представлением интересов центра.
Среди других отличительных признаков федераций также можно выделить особенности в организации деятельности парламента. Обычно в таких государствах он состоит из двух палат, где в низшей заседают депутаты, занимающиеся отстаиванием общефедеральных интересов, а высшая формируется для решения задач различных регионов.
Стоит подметить, что при таком территориальном устройстве в стране существует два сегмента государственной собственности: региональный и федеральный.
В федерации всегда присутствует верховенство федерального законодательства, а также двойная денежная и налоговая системы. Так как в государствах этого типа существует множество самостоятельных субъектов, не способных принимать какое-либо участие во внешнеполитической жизни страны, то основными полномочиями в ведении деятельности на международной арене обзаводится именно федеральный центр, где эти функции возлагаются на специальные органы госвласти.
Фото: Fusion Brain
Прежде чем Россия стала Российской Федерацией, ей пришлось пройти три необходимых для этого стадии развития. Первый этап начинается в 1918, а заканчивается в 1936 году — в этот период в стране сложилось полноценное социалистическое и федеративное устройство. Появление федерации обуславливалось не внедрением демократических принципов, а всего лишь способом предотвращения национального гнета и последующего объединения народов страны в единую сплоченную категорию трудоспособного населения.
В период с 1937 по 1985 в Советском Союзе существовало федеративное устройство, однако субъекты, входящие в состав державы, имели формальную автономию и практически аннулированную политическую самостоятельность. В такой обстановке был сформирован единственный государственный центр, состоящий из высших органов власти, а также имеющий все управленческие и руководящие полномочия.
После 1985 года активизировались тенденции по реформированию существующего территориального устройства страны. Необходимость пересмотра порядка реализации публичной власти была связана с принятием нового Основного закона. Согласно Российской Конституции, после распада Советского Союза вместо территориального устройства бывшего государства появилась усовершенствованная модель федерации. Она предусматривала разделение властных полномочий и публичной власти между центром и зависимым от него субъектами.
Чтобы получить статус федерации России пришлось пройти через 3 продолжительных этапа. Они включали в себя создание социалистической федерации, трансформирование ее в унитарное государство с формально автономными регионами, а также распад СССР, приведший к появлению новой Конституции и реформированию территориального устройства.
После развала Советского Союза большая часть территории бывшей державы отошла России, которая сформировала федеративное устройство, опираясь на важнейшие принципы Конституции РФ. В главном законе говорится о присущей РФ государственной неделимости и целостности, то есть благодаря нему страна становится прежде всего полноценным единым государством, причем начинает обладать как внутренним, так и внешним суверенитетом. Исходя из этого, можно сделать вывод о верховенстве государственной власти центра над регионами, а также независимости РФ в международных отношениях.
Согласно еще одному главному принципу Конституции РФ, в стране существует обязательное соблюдение прав субъектов, что исключает любого рода дискриминацию, а также разрешает любому народу, проживающему в рамках государства, пользоваться самоопределением. Под словом «самоопределение» подразумевается независимость национальных, традиционных и культурных ценностей, и право, позволяющее им развиваться, в том числе возможность свободного использования родного языка.
Установление федерации подразумевает, согласно Конституции РФ, также и создание целостной системы публичного госуправления. Эта система диктует политическую власть в России, организованную по принципу вертикального расположения, которая присуща как каждому субъекту, так и всей Федерации. Системы на уровне федерального и регионального публичного управления основываются на единых демократических принципах, а реализуются благодаря общим демократическим инструментам.
Стоит отметить, что вопросами, имеющими общеполитическое значение занимается именно Федерация — эта обязанность входит в список ее ведений на территории державы.
Конституция России подразумевает принцип разграничения господства власти, действующий на территории России. Он говорит о том, что часть полномочий публичного управления передается строго в руки федеральному центру, а остальные остается за субъектами. Не стоит забывать, что при этом в стране существует также и совместное публичное управление, реализация которого достигается сплоченными усилиями Федерации и органов региональной ступени.
Еще одним важнейшим принципом Российской Конституции является провозглашение равного правового статуса независимых государственных образований. В стране этот принцип действительно соблюдается, однако на деле некоторые регионы России могут иметь более широкий перечень полномочий по сравнению с другими.
Это происходит из-за того, что республики обычно формируются на территории проживания какого-нибудь конкретного народа, а поэтому с целью ликвидации национального гнета федеральный центр дает им право на разработку собственных конституций и определения второго официального языка на территории региона.
Фото: Fusion Brain
Под конституционным и правовым статусом России подразумевают совокупность взаимосвязанных прав и обязанностей, находящихся в руках этого государства как и у страны с федеративным управлением. Опираясь на это, выделяют главные элементы, присущие конституционно-правовому статусу РФ:
Выше были перечислены основные элементы правового и конституционного статуса РФ.
Исходя из конституционного и правового статуса, Россия обладает внешнеполитическим и внутренним суверенитетом, что делает это государство полноценно незыблемы. Поддержание независимости РФ достигается за счет характерных прав, однако одновременно с этим часть полномочий передается в ведение ее отдельных регионов. Хоть Российская Федерация и наделена компетенцией, реализуемой благодаря федеральным органам госвласти в рамках территориальных владений страны, она также делится рядом обширных прав со своими самоуправляемыми регионами.
Фото: Fusion Brain
Принцип разграничения предметов ведения, а также распределения полномочий РФ и субъектов, прописанный в Российской Конституции, подразумевает отдачу части прав Федерации и деление остальных между регионами в равномерной пропорции. Это говорит о том, что для решения каких-то вопросов субъекты и правда наделяются определенными полномочиями, однако верховенство власти публичного характера все же принадлежит центру.
РФ имеет федеральные специальные госорганы, обладающие совокупностью властных полномочий, которые дают ей возможность влиять на важнейшие сферы жизнедеятельности общества на территории державы: в сфере экономики и финансового оборота, государственного градостроительства, ресурсов природы и недр, защиты человеческих прав и поддержания свободного существования, внутренней обороны, отношений международного типа, общей гражданской безопасности, сохранения культурных и нравственных идеалов.
Таким образом, к предметам ведения центра (федерации) относятся:
Это одни из важнейших полномочий центра Федерации. За счет них реализуются вышеперечисленные предметы ведения.
В совместном ведении располагаются такие вопросы:
Выше были перечислены основные вопросы, требующие обязательной поддержки со стороны федерального центра. Однако остальные сферы общественной жизни могут регулироваться в зависимости от субъекта, ведь каждый регион обладает правом издания собственно разработанных законов, формирования органов госвласти, создания и поддержания бюджета и др.
Конституционный и правовой статус регионов РФ определяется Конституционными принципами страны. Одновременно с этим он подчиняется и основным юридическим законам самих регионов. Таким образом, главные элементы конституционно-правового статуса России представлены следующим образом:
Фото: Fusion Brain
Вышеперечисленные элементы конституционно-правового статуса регионов Российской Федерации существуют на данный момент.