Рады, что вам понравилась статья 😊
Данный термин, как и многие другие, пришёл из латыни и образован от слова «гражданский». В печатном виде он появился в эпоху Просвещения, в 1766 году, в работах французского философа Никола Антуана Буланже.
Есть версия, что определение появилось чуть раньше, в 1757 году в работах французского экономиста Виктора Мирабо.
Термин «цивилизация» и образованные от него прилагательные и глаголы использовал в своих трудах другой французский философ второй половины XVIII века – Поль Анри Гольбах. В 1798 году термин попал в словарь Российской Академии.
В современном языке можно выделить несколько его значений. Цивилизацией называют социальную форму движения материи, которая обеспечивает ей стабильность и способность к саморазвитию.
В историко-философском смысле понятие означает единство процесса всей мировой истории. Также цивилизацией можно назвать конкретный этап в прошлом человечества. Этот термин используют и для обозначения конкретного общества или государства в прошлом, например, Древнего Египта или государств доколумбовой Америки.
Фото: Западная цивилизация эпохи Возрождения, Neural Writer
Британский философ эпохи Просвещения Адам Фергюсон ввел в научный оборот слово «цивилизация». Так он называл этап развития человечества, предполагающий существование город, письменности и социальных классов.
По его мнению, цивилизации предшествовали дикость и варварство. С последними двумя стадиями британцы в те времена сталкивались, например, в Австралии, где аборигены находились на уровне развития каменного века.
Во второй половине XIX века его идеи развили учёный из США Льюис Моран и Фридрих Энгельс.
Цивилизацию от варварства отличаются такие свойства:
В современных гуманитарных науках есть несколько вариантов классификации цивилизаций. Например, по религиозному признаку – иудейская, буддистская, христианская, исламская, конфуцианская, доколумбовой Америки.
Другой вариант заключается в понимании цивилизации как общества – традиционного, индустриального и постиндустриального.
Неолитическая революция привела к возникновению традиционного общества. В нём преобладает ручной труд. Основным укладом в таком социуме является аграрный. Примером могут служить некоторые отсталые государства Африки.
Промышленный переворот Нового времени привёл к тому, что аграрное общество преобразовалось в индустриальное. Первым государством, которое пошло по этому пути стала Великобритания на рубеже XVIII-XIX вв. От аграрного оно отличается использованием индустриальных технологий, преобладанием механизированного труда и городского население. Уровень грамотности растёт, а рождаемость падает.
Следствием научно-технической революции второй половины XX века стал переход к постиндустриальному обществу. Его характерной чертой является высокий уровень развития информационных технологий, а также биотехнологий и микроэлектроники.
Заметка: В недавнем прошлом жители планеты могли наблюдать Афганистан образца 2000 года. Социум этого государства подходит под категории цивилизации традиционного типа. Антиподом служит наиболее развитые государства планеты. Аграрное общество в 2024 году можно увидеть в беднейших странах вроде Малави. В них даже нет признаков индустриализации второй половины XIX века. Хорошо, если какая-нибудь китайская компания завод построит.
Фото: Образ восточной цивилизации в Китае, Neural Writer
Существует и другой способ классификации цивилизаций. Учёные выделяют восточную и западную цивилизации. Иногда их называют восточно-азиатской и антично-европейской. Следовательно, к первой относится всё, что не является наследником античной культуры.
Античность закончилась вскоре после принятия христианства. Отличительной чертой эпохи Возрождения в католической Европе был интерес к античности. Современная западная цивилизация считает себя наследником античности и идей гуманистов эпохи Ренессанса. Одним из его последствий является раскол западного христианства на католиков и протестантов. Около 150 лет отделяют Возрождение от эпохи Просвещения.
Восточная цивилизация развивалась сама по себе. Контакты с государствами античности и Европой эпохи Возрождения были незначительными. Например, в Японию европейцы впервые прибыли в середине XVI века. Несмотря на это, островное государство жило в изоляции от внешнего мира ещё 300 лет, как и многие другие государства Азии. Японцы смогли создать государство, близкое средневековой Европе, но почему-то не построили флот с целью исследования Тихого океана.
В исторической науке иногда выделают цивилизацию, которая представляет собой промежуточный вариант между восточной и западной. В Средние Века таковой была Византия, а её наследником является Россия.
Образцами цивилизации западного типа называют ведущие страны Европы и Северной Америки, а также Австралию. К характерными её чертам относятся индивидуализм, динамизм и рационализм, а также идеалы свободы и равенства, уважение к личности человека и частной собственности. В общественной мысли произошли отделение философии от религии.
С последним можно и поспорить, так как данная цивилизация была колониальной. И не имела особого уважения к народам Африки и Азии. Следовательно, речь идёт о частной собственности носителей данной культуры.
В западной цивилизации отдельно следует отметить англосаксов из-за распространения языка и культуры, а также из-за их правовой семьи.
Российские учебники истории, как советские, так и дореволюционные, сделаны в стиле близком к западной цивилизации. До революции в государстве были сильны позиции западников. В СССР единственной идеологией являлся марксизм.
Восточная цивилизация от западной отличается такими характерными особенностями:
Иногда в общества такого типа получается организовать модернизацию западного образца и достигнуть результатов при наличии рынка сбыта для своих товаров. Первым удачным примером является Япония. Также удачными примерами служат Тайвань, Сингапур, Малайзия, Китай, Южная Корея.
Какие-то признаки успешного развития есть в Турции, Иране, Индии, Таиланде. Филиппины, несмотря на уровень вестернизации, остаются бедным государством. Совсем печально с развитием в Йемене, Афганистане, Бангладеш.
На территории бывшего СССР хороший образец цивилизации восточного типа – Туркмения. В Кыргызстане, особенно, в северной части, не так всё запущенно.
Французский историк Пьер Симон Балланш в 1820 году впервые применил термин «цивилизация» в двух значениях:
В первой половине XIX века в таком же направлении работали Александр фон Гумбольд и Франсуа Гизо.
Заметка: Публицист из Российской империи Николай Данилевский в 1869 году противопоставил западноевропейской цивилизации славянскую. В современном мире идеолог евразийцев Александр Дугин выделяет две цивилизации – моря (талассократию) и суши (телурократия).
Фото: Образ древнегреческой цивилизации, Neural Writer
Теорию локальных цивилизаций сформулировал британский историк Арнольд Тойнби в середине XX века. Историю человечества он представил в виде процесса развития локальных цивилизаций. Таковых Тойнби выделил 21 на основе внутренней схемы развития. Минойскую он отделил от эллинской, а вавилонскую от сирийской. Православных цивилизаций, по его мнению, существовало две – византийская и российская. Им и остальным он противопоставил западную.
В своих исследованиях Тойнби выделил 13 цивилизаций, которые охарактеризовал как «независимые», а остальные 8 или 31 (в позднем варианте исследований) относил ко «вторичным». Единой логикой развития всех цивилизаций он считал прогресс духовности и религии.
Каждая из них проходила похожие этапы развития, от возникновения до гибели. Цивилизацию он определял как замкнутый социум, который можно охарактеризовать, используя 2 ключевых критерия:
По мнению Тойнби, каждая цивилизация сталкивается с вызовами во взаимодействии с окружающим миром. В своём развитии она проходит следующие этапы:
Прогресс общества взаимосвязан со способностью творческого меньшинства находить ответы на вызовы окружающего мира. Они делятся на природные (стихийные бедствия) и человеческие (Великое переселение народов или общественные противоречия).
Часть цивилизации, которую он называет творческим меньшинством, может находить ответы на вызовы времени. В хорошем случае будет рост и развитие. В случае, если цивилизация вошла в периоды надлома и разложения, то творческое меньшинство вместо поиска ответов на вызовы превратится в элиту и будет управлять обществом силой оружия, а не с помощью авторитета. Свою концепцию он выводил от эллинской цивилизации. Теорию Карла Маркса об общественно-экономических формациях он отвергал.
Интересен взгляд этого историка на Россию. Как цивилизация, последняя, сталкивалась с внешним давлением. От монголо-татар в XIII веке и от католической Речи Посполитой в начале XVII века.
Октябрьскую революцию и последовавший за ней период с коммунистической идеологией Тойнби рассматривал как «контрудар» русской цивилизации на то, что было навязано Европой в XVIII веке. Противником западной цивилизации станут те, кто ранее был объектом её экспансии – Россия, Китай и мусульманские государства Азии и Африки.