17.07.2024
#Конфликтология
42

Идеальное государство Платона как образ бесконфликтного общества

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Утопия Платона об идеальном государстве
  2. Суть идеального государства Платона
  3. Принципы построения идеального государства
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Афинский мыслитель Платон, живший в 423–348 гг. до н. э., в изданных им трудах пытался выделить главные аспекты идеального государства. Воззрениями мудреца восхищались его сограждане. А от тирана Дионисия, жившего на Сицилии, вскоре поступила просьба организовать подобную систему управления в Сиракузах. В предложенной статье мы постараемся рассмотреть труд Платона с разных сторон и понять, возможно ли создать бесконфликтное общество.

Идеальное государство Платона

Фото: https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-fyajw

Утопия Платона об идеальном государстве

Платон, воодушевившись предложением правителя Сиракуз, отправляется на Сицилию. Но дворцовые интриги и заговоры чуть ли не довели ученого до рабства. В итоге опробовать на практике методы построения платоновского государства так и не получилось. 

Но вплоть до эпохи Просвещения сторонники мудреца превозносили идеи Платона о создании его безупречного государственного устройства.  

В труде «Государство» он говорил об обязанностях каждого выполнять поставленную перед ним работу – землепашец вспахивать землю, сапожник чинить обувь, а солдат воевать. В идеальном государстве представители своей категории выполняют то, куда определены, а значит нужна схема кастового деления общества. 

Причем сословия у Платона определены не только по факту рождения. К примеру крепких и красивых детей, рожденных в семье ремесленника, можно переводить в категорию воинов. А ослабленных или непослушных детей допускается разжаловать из стражников (военачальников) и переводить в группу, к примеру, торговцев. Заводить же семьи не нужно, они лишь мешают идеальному государству.

Размножаться дозволено самым смелым и хорошо сложенным людям. С этой целью на центральной площади города единоразово соберут подходящих людей обоего пола и проведут специальный обряд. Затем в течении 2–3 недель юноши и девушки совместно начнут придаваться совокуплению. Но партнеры должны меняться, чтобы улучшить будущее потомство. После рождения детей, у женщин сразу заберут младенцев, чтобы матери не смогли запомнить их лица. Роженицам нужно посещать ясли для кормления детей, но не собственного ребенка, а кого принесут. Слабых детей и зачатых вне брачных мистерий будут уничтожать.

В области воспитания детей упор делается на гимнастику и искусство. Относительно медицинской науки Платон говорил, что не стоит обучать врачебному делу, считая неправильным противиться судьбе. Обществу же не выгодно тратить средства на больных и врачей.

Также важно следить, чтобы государство и жители не менялись в размерах и количестве. А войны должны начинаться не за территорию, а за ресурсы и рабов. Ведь кто-то обязан выполнять тяжелую работу, пока жители безупречного государства наслаждаются счастливой и беззаботной жизнью.

Суть идеального государства Платона

По мнению Платона, главная причина конфликтов кроется в собственности, которая приводит к неравенству людей. А главы государства порой не соответствуют должности правителя, они лишены мудрости и способности к размышлению.

В платоновском государстве присутствует три сословия:

  1. Правители из числа философов и мудрецов.
  2. Стражники (воины) без семьи и детей. А женщины уравнены в правах с мужчинами. Детей же воспитывает государство.
  3. Производители и ремесленники (демиурги). Они отстранены от управления государством, их задача обеспечить высшее сословие всем необходимым. Платон мало уделяет внимания третьему сословию.

Посвящая свою жизнь служению совершенного государства, правители должны контролировать выполнение таких задач:

  • раздел трудовых обязанностей;
  • образ жизни — у стражников не имеется собственность, имущество и быт общие;
  • целенаправленное воспитание.

Идеальное государство Платона

Фото: https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-szpls

Типы государственного устройства

В труде «Государство», греческий философ описал типы государств по шкале их деградации, от лучшего к худшему. Сюда размышления о совершенном виде не вошли:

  • Аристократическая и монархическая власть — самый подходящий для людей тип управления, присутствующий в те времена. Она определяется справедливой властью меньшинства с самыми лучшими способностями. В Аристократии присутствует равенство у самых развитых людей. Они и управляют государством.
  • Тимократия — это тоже правление меньшинства, но менее удачная, по размышлениям Платона. Так как правители назначаются не по личным качествам, а по методам обретения власти. Аристократию заменяет тимократия в случае превосходства собственных желаний над общими интересами.
  • Олигархия — власть по своему совершенству стоит на низкой ступени. Руководят страной зажиточные, а бедные слои вовсе не принимают участия в государственном управлении. При этой форме наблюдается финансовое превосходство олигархов над способными и остальными.
  • Демократия — власть во все времена считалась справедливой, но Платон называет ее и несправедливой, ведь равноправны все имущие граждане без учета их интеллектуальных качеств.
  • Тирания — самая несовершенная и несправедливая власть одного человека. При Платоне тирания выступала против аристократического меньшинства. А демократическое большинство молча это одобряло. Тиран, как считал философ, наиболее несчастный правитель, так как отказывает остальным в проявлении самостоятельности и разумных действий. Собственный же разум он использует для подавления разума остальных.

Принципы построения идеального государства

Теория «идей» по Платону составила ряд принципов формирования совершенного общества. Во главе стоит принцип справедливости, определяющий каждого участника на должное место, исходя из его способностей. Таким образом, все части государства объединяются в «гармоничное целое». У такой формы присутствуют нравственные, экономические и политические направления. В совокупности они должны преследовать единые цели и задачи следующего содержания:

  • защита государственных рубежей;
  • предоставление гражданам необходимых материалов;
  • творчество и духовная основа общества.

В идеальном государстве все конфликты сведены к минимуму. А общественная деятельность направлена на «спасение и воспитание души».

Главная роль здесь отводится правителям, как наимудрейшим и справедливым. Они любят собственный народ, заботятся о нем, усердно выполняют свой долг перед государством. Главная задача сословий, выполнять назначенные им функции во благо государства на основе идей добра и справедливости. Эти качества должны быть заложены в личности изначально путем правильного воспитания.

В государстве с идеальными порядками все делается для удовлетворения потребностей человека, но эти потребности не должны нарушать интересы других людей. Но с другой стороны мудрец полагает, что желания движутся в сторону материального, а значит не столь важны в совершенном обществе. По размышлениям Платона, на первом месте стоит «идеальное», что кроется в справедливости и добрых побуждениях. При постижении бытия, требуется избавиться от притеснений и найти свой праведный путь. Это делается путем познания собственной души и освобождения ее от грешных зависимостей. Но философ признает, что полностью сделать это невозможно, ведь душа в различной степени тянется к материальному и возвращается в общество, приняв новые образы.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту