Рады, что вам понравилась статья 😊
В устной и письменной речи человек встречается с двумя терминами, которые тесно связаны друг с другом — «культура» и «цивилизация». Эти понятия характеризуются как атрибутивные характеристики деятельности человека.
Границу между ними можно провести следующим образом:
«Цивилизация» все-таки более широкий по смысловому охвату термин. Например, можно сказать «цивилизация Древнего мира». Если речь идет о курганах бронзового или железного века на конкретной территории, то их логичнее называть «Культура каменных курганов» или «Пазырыкская культура».
В свою очередь, можно сказать «культура речи». Термин «цивилизация» в этом выражении будет неуместным.
Термин происходит из латыни и образован от глагола, который переводится «возделывать». В 160 году до н.э. его впервые ввел в оборот римский писатель Марк Порций Катон. Тема его трактата была связана с земледелием. Спустя 100 лет римский оратор Цицерон впервые употребил данное определение в переносном смысле. В эпоху Возрождения, несмотря на интерес к античности, понятие «культура» не использовалось философами. В XVII веке термин использовал немецкий мыслитель Самуэль Пуфендорф, противопоставивший образованного и воспитанного человека антиподу. В эпоху Просвещения, в 1782 году, понятие «культура» ввел в оборот немецкий философ Иоганн Аделунг. Его работа называлась «Опыт истории культуры человеческого рода». Современник Аделунга, Кант, противопоставил культуру умения и воспитания. Внешний тип культуры он называл цивилизацией. Причину бед человечества философ видел в том, что цивилизация развивается быстрее, чем культура. В русский язык понятие пришло в годы царствования императора Николая I. В 1837 году современники зафиксировали, что культурой называют не только земледелие, но и образованность человека. В XX веке появился термин, которым обозначают деятельность ученых по исследования культуры — «культурология». В современной гуманитарной мысли историю европейской культуры делят на 5 периодов:
Заметка: В древнегреческой философии использовался термин «пайдейя». По смыслу он был похож на то, что сейчас люди называют культурой, а также педагогикой и образованием. Про пайдейю в своих работах писали Платон и Аристотель.
Фото: образ античной цивилизации, NeuralWriter
Термин пришел из латыни и образован от слова «государственный». В научный оборот его ввели философы второй половины XVIII века: Виктор Мирабо в 1757 году; Никола Буланже в 1766 году; Адам Фергюсон в 1767 году. Последний противопоставил понятие цивилизации в рамках периодизации мировой истории варварству и дикости. О переходе обществе к стадии цивилизации можно говорить, если возникли следующие его черты: горизонтальное и вертикальное разделение труда; контроль правящих классов над средствами производства; переход от прямого обмена к сети, которая контролируется купцами или государством; смена племенной организации на власть правящего класса. В середине XIX века историки и философы пришли к выводу, что цивилизация может быть не только мировой, но и конкретной локальной, например, античной, китайской, доколумбовой Америки, древнеегипетской. Исторический опыт показывает, что одна цивилизация может охватывать территории, где соседствуют несколько культур. Например, древнегреческая к 323 году до н.э. контролировала пространство от реки Инд на востоке и до западного средиземноморья, где существовали колонии. Ряд ученых рассматривают Россию как отдельную цивилизацию. В свою очередь, на ее территории в XIX веке жили носители разных культур: западно-христианской, православной, мусульманской, иудейской, языческой. Окультуренная человеком природа также является частью цивилизации. Примером служат ирригационные сооружения Древнего востока и современный индустриальный ландшафт. К цивилизации относятся морали устои человека, его правила жизни, а также творчество. Развитие социума взаимосвязано с культурой. Именно она привела человека к гуманности и научила видеть прекрасное. Культура возникла раньше цивилизации, в первобытном обществе. Например, культура неандертальцев отличалась от более поздней кроманьонской. Зарождение цивилизации относится к рубежу IV–III тыс. до н.э. Очагов было четыре: Определение «цивилизация» относится к целым странам и народам. Оно вызывает ассоциации с достижениями науки, с прогрессом, комфортом и технологиями. Термин «культура» гораздо ближе к мировоззренческим и философским темам, к духовным учениям, традициям, различным направлениям искусства. Например, можно в целом о православной культуре в мировом масштабе, но допустимо ограничить ее только рамками старообрядчества. Исторический опыт показывает, что цивилизация может погибнуть, а культура будет существовать во фрагментарном виде. Примером может служить культурное наследие государств доколумбовой Америки — пирамиды майя, руины городов инков, декоративные изделия индейцев и метисов. И, наоборот, гибнет средневековая культура, но сама западноевропейская цивилизация остается. Немецкий философ Освальд Шпенглер противопоставлял эти понятия. По его мнению, цивилизация сменяла культуру. Переход на очередной этап развития означал, что творческий ресурс конкретного индивида не востребован и его заменяет техницизм. Если рассмотреть сам термин, то культура связан с духовными ценностями, моралью, наукой, образованием и философией. Пример — христиане как община в Османской империи. Цивилизацией называют степень развития социума по таким показателям: Созданный и преобразованный представителями общества мир называется цивилизацией. Культура отличается тем, что может замыкаться в одной локации или даже в конкретном человеке как его внутреннее достояние. Поэтому культура ориентирована на развитие свободной личности. Ее элементом считается внутреннее побуждение. Цивилизация, наоборот, ориентирована на воспитание законопослушного представителя социума. Внешние, то есть регулирующие нормы социальности, делают его цивилизованным. Духовную культуру можно рассматривать как главный показатель уровня развития цивилизации. Эта категория культуры базируется на социально-экономических достижениях. Она определяет следующие особенности: От духовной культуры зависит уровень гуманизации отношений в обществе и его восприимчивость к новым технологиям. Культура основана на качестве, а цивилизация на количестве. Цивилизация существует порядка 5–6 тыс. лет. Если взять территорию Австралии, то чуть больше 200. Культура возникла одновременно с технологиями обработки камня первобытными людьми. Первой археологической культурой в истории человечества является Олдувайская. Она возникла на востоке Африки около 2,6 млн лет назад. Некоторые стоянки этой культуры находятся на юге России. Фото: символ культуры доколумбовой Америки, NeuralWriter Основное сходство заключается в том, что обе созданы человеком и формируют искусственную среду, в которой живет. До появления первобытных людей культуры не существовало. Второе сходство — ориентация на поиски взаимопонимания между членами общества. Они неотделимы друг от друга.
Связь между культурой и цивилизацией
Различия между культурой и цивилизацией
Определение
Сфера влияния
Уровень развития
Временной аспект
Сходства между культурой и цивилизацией