Рады, что вам понравилась статья 😊
Термин «культура» имеет множество значений. Ее можно разделить на материальную и духовную. Определение последней совпадает с одной из сфер жизни общества. Следовательно, мысли человека, философия и религия относятся и к духовной сфере, и к соответствующей категории культуры.
Масштаб чувств человека и разнообразие достижений его разума взаимосвязаны с деятельностью представителей социума.
В иерархии потребностей человека духовные относятся к высшим.
Культурный артефакт представляет собой воплощение ценностей. К таким артефактам относятся:
Для исследования интересен такой объект духовной культуры, как религия. За последние 2600 лет на планете появилось три мировых религии, а также некоторое количество национальных. В рамках религий постепенно формируются различные вероисповедания.
Например, от единого христианства отделились сначала католики, а затем от них протестанты. У последних началось дробление, вплоть до мормонов и различных сект.
В структуре духовной культуры выделяют универсальные и общечеловеческие культурные ценности. Они развиваются под влиянием того, как индивид осмысливает опыт развития социума.
Фото: образ буддизма как духовной культуры, NeuralWriter
В краткой форме компоненты духовной культуры можно перечислить следующим образом:
В сознании человека понятие «ценность» связано с тем, чтобы оценить происходящее с точки зрения добра и зла, ложного знания, а также справедливости и несправедливости или красоты творений человека.
В социуме формируется система ценностей. Благодаря ее наличию, социум становится предсказуемым и упорядоченным. Система ценностей связана с регулятивной функцией, то есть с контролем за человеческой деятельностью. Ученые XX века, которые специализировались на общественных науках, считали, что фундаментом любой культуры является ценность. Культурный предмет превращается в физический объект в том случае, если не имеет ценности.
Если рассматривать ценности как компонент духовной культуры, то они делятся на две категории:
По сравнению с материальными ценностями, духовные считаются в большей степени универсальными. Речь идет об уважении к предкам, вере, любви, семье и браке.
Фрагментом духовной культуры является еще и ее язык, то есть система символов и знаков. Используя их, человек выражает культурное содержание. Язык культуры включает в себя многоуровневую сложную систему. Единицей системы является знак, используемый для переработки и хранения информации. Примером служит образ голубя, который стал символом мира.
Если взять за образец конкретный социум, то можно выделить три формы культуры — элитарная, народная, массовая. Первый вид культуры создается профессиональными творцами и ориентирован на потребление небольшой частью общества, как правило, привилегированной.
Для неподготовленного человека она может оказаться малодоступной в смысле восприятия. Например, в дореволюционной России опера и балет не относились к кругу интересов крестьянской части общества.
К элитарной культуре имеет отношение деятельность литературоведов и критиков искусства.
Анонимные, а не профессиональные творцы, создают образцы народной культуры. Таковыми являются эпос, песни, мифы, сказки, танцы и легенды.
Современное культурное производство и потребление называют массовой культурой. Примером может служить поп-музыка, а также рок, эстрада и цирковое искусство.
Массовая культура является авторской и имеет широкую аудиторию, иногда в десятки миллионов человек. Она имеет ряд недостатков — ведет к унификации и стандартизации, формирует искусственные потребности, а также мешает сохранению народного творчества.
✏ ЗаметкаЦенности духовной культуры распространяют люди разных профессий, например, сотрудники библиотек, учителя и художники. Иногда люди открывают собственные авторские музеи на краеведческую или нестандартную тематику
Фото: образ христианства как духовной культуры, NeuralWriter
В современных общественных и гуманитарных науках выделяют такие функции культуры:
Благодаря культуре, человек лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.
Ученые, историки и антропологи, раскрывают культуру народа или цивилизаций прошлого. В объекте исследования они находят три взаимосвязанные стороны:
Определить уровень развития материальной культуры можно по разновидностям жилищ, а также по транспорту и средствам связи. В этом отношении материальная культура римлян в начале н.э. или англичан в XVIII веке была выше, чем у аборигенов Австралии.
Трудно найти однозначную и прямую связь между материальной и духовной культурой. Так можно сравнить Афины в V–IV веках до н.э. и варварские государства, существовавшие в Европе в ранние Средние Века.