20.08.2024
#доклад
#конференция
42

Структура и элементы духовной культуры

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Общие замечания об элементах духовной культуры
  2. Субстратная структура духовной культуры
  3. Культура и ее формы

Общие замечания об элементах духовной культуры

Термин «культура» имеет множество значений. Ее можно разделить на материальную и духовную. Определение последней совпадает с одной из сфер жизни общества. Следовательно, мысли человека, философия и религия относятся и к духовной сфере, и к соответствующей категории культуры.

Масштаб чувств человека и разнообразие достижений его разума взаимосвязаны с деятельностью представителей социума.

В иерархии потребностей человека духовные относятся к высшим.

Культурный артефакт представляет собой воплощение ценностей. К таким артефактам относятся:

  • мифология;
  • письменность;
  • религия;
  • произведения искусства.

Для исследования интересен такой объект духовной культуры, как религия. За последние 2600 лет на планете появилось три мировых религии, а также некоторое количество национальных. В рамках религий постепенно формируются различные вероисповедания.
Например, от единого христианства отделились сначала католики, а затем от них протестанты. У последних началось дробление, вплоть до мормонов и различных сект.

В структуре духовной культуры выделяют универсальные и общечеловеческие культурные ценности. Они развиваются под влиянием того, как индивид осмысливает опыт развития социума.

Общие замечания об элементах духовной культуры

Фото: образ буддизма как духовной культуры, NeuralWriter

Субстратная структура духовной культуры

В краткой форме компоненты духовной культуры можно перечислить следующим образом:

  • ценности;
  • нормы;
  • языки.

В сознании человека понятие «ценность» связано с тем, чтобы оценить происходящее с точки зрения добра и зла, ложного знания, а также справедливости и несправедливости или красоты творений человека.

В социуме формируется система ценностей. Благодаря ее наличию, социум становится предсказуемым и упорядоченным. Система ценностей связана с регулятивной функцией, то есть с контролем за человеческой деятельностью. Ученые XX века, которые специализировались на общественных науках, считали, что фундаментом любой культуры является ценность. Культурный предмет превращается в физический объект в том случае, если не имеет ценности.

Если рассматривать ценности как компонент духовной культуры, то они делятся на две категории:

  • Предметные. Они не имеют носителя, например, богатства природы и объект религиозного поклонения.
  • Сознания. Социальные установки, то есть взгляды индивидов на смысл жизни и справедливость.

По сравнению с материальными ценностями, духовные считаются в большей степени универсальными. Речь идет об уважении к предкам, вере, любви, семье и браке.

Фрагментом духовной культуры является еще и ее язык, то есть система символов и знаков. Используя их, человек выражает культурное содержание. Язык культуры включает в себя многоуровневую сложную систему. Единицей системы является знак, используемый для переработки и хранения информации. Примером служит образ голубя, который стал символом мира.

Культура и ее формы

Если взять за образец конкретный социум, то можно выделить три формы культуры — элитарная, народная, массовая. Первый вид культуры создается профессиональными творцами и ориентирован на потребление небольшой частью общества, как правило, привилегированной.

Для неподготовленного человека она может оказаться малодоступной в смысле восприятия. Например, в дореволюционной России опера и балет не относились к кругу интересов крестьянской части общества.

К элитарной культуре имеет отношение деятельность литературоведов и критиков искусства.

Анонимные, а не профессиональные творцы, создают образцы народной культуры. Таковыми являются эпос, песни, мифы, сказки, танцы и легенды.

Современное культурное производство и потребление называют массовой культурой. Примером может служить поп-музыка, а также рок, эстрада и цирковое искусство.

Массовая культура является авторской и имеет широкую аудиторию, иногда в десятки миллионов человек. Она имеет ряд недостатков — ведет к унификации и стандартизации, формирует искусственные потребности, а также мешает сохранению народного творчества.

✏ Заметка

Ценности духовной культуры распространяют люди разных профессий, например, сотрудники библиотек, учителя и художники. Иногда люди открывают собственные авторские музеи на краеведческую или нестандартную тематику

Культура и ее формы

Фото: образ христианства как духовной культуры, NeuralWriter

Функции культуры

В современных общественных и гуманитарных науках выделяют такие функции культуры:

  • коммуникативная и информационная;
  • адаптации и социализации;
  • творческая;
  • нормативная и познавательная.

Благодаря культуре, человек лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.

Материальная и духовная культура

Ученые, историки и антропологи, раскрывают культуру народа или цивилизаций прошлого. В объекте исследования они находят три взаимосвязанные стороны:

  • Технологическая. В переделке природных вещей человек применяет различные орудия производства, начиная с каменного века. Они значительно отличались, например, в XV веке в Европе и цивилизациях доколумбовой Америки.
  • Социальная. Устойчивые отношения между личностями, например, экономические, политические, семейные.
  • Духовная. Знания и в целом система образования, а также художественные и моральные ценности.

Определить уровень развития материальной культуры можно по разновидностям жилищ, а также по транспорту и средствам связи. В этом отношении материальная культура римлян в начале н.э. или англичан в XVIII веке была выше, чем у аборигенов Австралии.

Трудно найти однозначную и прямую связь между материальной и духовной культурой. Так можно сравнить Афины в V–IV веках до н.э. и варварские государства, существовавшие в Европе в ранние Средние Века.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!