Рады, что вам понравилась статья 😊
Современный читатель нередко начинает знакомство с Буниным с прозы. Но писатель начинал свой путь с поэзии. Стихи его и сейчас являются образцом простоты и благородства. Бунин не причислял себя к школам, существовавшим в России конца XIX века. Он не стремился разработать собственные теории или посылы. Поэту нравилось писать стихи.
Основные темы его стихотворений: радость земной жизни, жизнь в ее счастливых и несчастных проявлениях, одиночество, детство и юность, тоска. Поэта волновал человек, его переживания, его чаяния и мечты. Знаменитые поэты писали о любви и этим заслужили свою славу. Бунин писал о человеке, его мире, а также о природе, об ее красоте, часто незамеченной людьми. В стихотворениях появляется небо, в понимании Бунина небо — это жизнь, вечная и необыкновенная. Часто поэт обращается к прошлому, чтобы показать красоту настоящего и выразить свою тоску по ушедшим дням.
Особенностями поэзии Бунина являются:
Бунин использует слова, носящие эмоциональный окрас, термины, позволяющие уловить мелодию и ритм. Его рассказы больше походят на стихи. В рассказе «Антоновские яблоки» встречаем: «Помню раннее, свежее, тихое утро...». Чем не первая строка стихотворения?
Рассказ «Антоновские яблоки» представляет панорамный срез жизни русского помещика. В нем описан быт русской деревни таким, каким хотел его видеть писатель. Сам рассказ писался в 1900 году, но деревня в это время уже не была настолько спокойным и умиротворенным местом, каким ее хотелось видеть писателю. Пройдет пять лет и начнется революция, проблемы уже назревают.
Основных тем в произведении две. Первая тема — это осень, как время года и время, когда пришла пора гадать на будущий урожай, вставать утром и идти в поля и леса, собирать яблоки и везти их на продажу в город.
Вторая тема — жизнь помещика в деревне. Она безбедна, тиха, переполнена любованием пейзажами и заботами о нынешнем урожае и будущем. Жизни помещиков легко позавидовать.
Проблема, поднятая в рассказе, — это угасание старины и помещичьего духа, которым так восхищается писатель. Бунин пишет: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Еще вчера он был, а сегодня уже нет, умирают старые помещики, владевшие деревнями и большими имениями, им на смену приходят, не отличающиеся от крестьян с их заботами люди. Они не могут вести жизнь раздольную и беззаботную.
«Антоновские яблоки» — рассказ, исполненный пафоса. Бунин показывает помещичью жизнь через призму того, что в обыденной жизни нельзя не считать ленью и неумением распоряжаться своим временем. Мягкие перины, старинные комнаты, щебетание птиц ранним утром, нега, возникающая после сытого ужина – все это недоступно обычным людям. Но помещики считают, что так живут по-настоящему счастливые люди.
Идея рассказа выражена в стремлении показать прелесть старины. Во времена писателя многие отказывались от старинных обычаев. Важно, чтобы потомки, раз не могут жить прежней жизнью, сберегли память о ней в сердце.
Основной конфликт рассказа заключен в противостоянии нового и старого, в тоске, которую испытывает писатель по прежним дням, в сожалении о былых охотах, о сне после плотного ужина, о крестьянах, с готовностью и радостью выполняющих любое поручение помещика.
Для придания своему произведению большей лиричности и описательности, для внедрения «духа старины глубокой», писатель использует различные литературные приемы. Это создание ярких и реальных образов отдельных событий и персонажей — жены старосты, Арсения Семеновича — заядлого охотника, обрисовка посиделок вечером на закате.
Главным приемом является использование символов. Основным символом этого рассказа являются антоновские яблоки, вынесенные в заглавие. Их и собирают, и продают, и едят, по ним определяют будущую погоду, урожай, по ним тоскуют в зимние дни. С исчезновением из помещичьих усадеб запаха этих дорогих сердцу Бунина яблок, исчезает и сама усадьба, деревенский помещик как класс.
Рассказ «Антоновские яблоки» разделен композиционно на четыре составляющие.Первая — показ общей картины жизни в селе.Вторая — рассказ об урожайном годе. Лето действительно было настолько богатым на урожай, что крестьяне, везущие яблоки на продажу могут прямо при помещике употреблять их в пищу. А еще в августе прошли дожди, год грядущий будет урожайным. Помещик радуется, крестьянин доволен, все сыты и счастливы.Третья — охота дворян, их шумное веселье, обсуждение убитых зверей за столом, плотный ужин и покойный сон. В этой части главным действующим лицом является большой любитель охоты Арсений Семенович. Используя его образ, писатель романтизирует всех деревенских помещиков и одновременно выражает тоску по прежним веселым временам, когда по полям неслась помещичья охота.Четвертая часть — описание исчезновения помещичьего духа и помещичьей деревни. Все умирают, поселившиеся в поместьях люди не склонны к сантиментам и романтике.
Бунин, что любопытно, не склонен в рассказе концентрировать внимание читателей на конкретных сюжетных линиях. Но все части посвящены воспоминаниям героя-рассказчика, что их и объединяет в единое повествование.Особенностью композиции также является написание рассказа в форме воспоминаний и выдвижение вперед не героя и событий, а портретов, пейзажей, интерьеров, философских раздумий.
Жанровая принадлежность рассказа необычная. Исследователи склонны относить произведение к разряду эпитафий. Такой вывод напрашивается из-за главной темы тоски по «скончавшемуся» помещичьему духу. «Помещичий дух умер», — пишет автор. Не утих, не временно исчез, не затаился, чтобы возродиться, а умер и потому нуждается в прощальном слове — эпитафии.
Главной темой рассказа является разорение деревни и исчезновение помещиков. Бунин не был тем помещиком из рассказа. Он не наслаждался беззаботностью и сытостью, не изнывал от безделья и не нежился на мягких перинах. Но он — потомственный дворянин. Его угнетали изменения, которые он наблюдал в обществе.
Историю создания «Антоновских яблок» связывают с поездкой Бунина к брату Евгению, владевшему загородной усадьбой, где витал запах «антоновских» яблок. Говорят, что писатель проснулся рано и смог насладиться ароматом, которого не ощущал ранее. К брату Иван Алексеевич ездил в 1891 году, но воспоминания и пережитые ощущения вылились в рассказ девять лет спустя.
Первая печать была в 1900 году в журнале «Жизнь», издававшимся в Петербурге. Критики восприняли «Антоновские яблоки» в большинстве своем положительно.