23.08.2024
#доклад
#конференция
42

«Век нынешний» и «век минувший» в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Представители «века минувшего» — Фамусов и фамусовское общество
  2. Чацкий и «век нынешний» в пьесе «Горе от ума»
  3. Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Представители «века минувшего» — Фамусов и фамусовское общество

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает конфликт двух поколений, двух мировоззрений — старого, консервативного порядка и нового, более прогрессивного и либерального. Представители «века минувшего» — это Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение, характеризующееся приверженностью к традициям и устоям прошлого.

Павел Афанасьевич Фамусов — глава старомосковского дворянства, управляющий в важном ведомстве. Он является типичным представителем старого, консервативного общества, где все подчинено строгим нормам и чинопочитанию. Фамусов — человек, для которого главным мерилом правильности жизни являются авторитет и благосостояние, добытые исключительно за счет родословной и связей, а не личных заслуг и умений.

Фамусов глубоко убежден в том, что надо жить так, как жили предки: бездумно следовать установленным правилам и не стремиться к изменениям. Ему противны любые проявления новаторства и свободомыслия:

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумства захватило умы и времена преклонных лет».

Эта фраза ясно демонстрирует его неприятие к новым веяниям просвещения и образования, которые он считает опасными и бесполезными.

Фамусов придерживается старомодных взглядов и в семейной жизни. Он предпочитает для своей дочери Софьи богатого и знатного жениха, для него идеальный брак строится на взаимовыгодных условиях, а не на чувствах. Его кандидат — Алексей Степанович Молчалин, тихий, покорный, но безликий карьерист, который идеально подходит под его представления о достойном муже.

Фамусов не одинок в своих взглядах. Его окружение представляет собой целую галерею характеров, связанных одними и теми же консервативными убеждениями:

  • Скалозуб — офицер, чьи устремления ограничиваются карьерой и чинопочитанием. Он безразличен к наукам и занимается ими только потому, что это может продвинуть его по службе.
  • Князь Тугоуховский и княгиня Тугоуховская — дворяне, слепо придерживающиеся этикетных норм и привычек, не стремятся к никаким переменам.
  • Хлестова — старая барыня, представительница закостенелых патриархальных взглядов, презирающая всё новое и исконно защищающая старое уклады жизни.

Фамусовское общество — это собирательный образ русского дворянства того времени, унаследовавшего от предков беспечность, самодовольство и пассивность. Эти люди живут в прошлом и не желают ничего менять в своем окружении и жизни:

  • Отношение к просвещению. Это общество презирает просвещение и науку. Для них учеба и образование являются источником всего дурного, они считают, что знания развращают человека и разрушают устоявшийся порядок.
  • Мораль и ценности. Центром их морали является честь рода, внешнее благополучие и чинопочитание. Они крайне чувствительны к общественному мнению и готовы на все ради сохранения своей репутации в рамках устоявшихся норм.
  • Политические убеждения. Эти люди поддерживают абсолютную монархию и боятся любых проявлений свободомыслия, которые могут пошатнуть их привычный уклад жизни. Либеральные идеи и выступления против крепостного права вызывают у них страх и отвращение.

Комедия «Горе от ума» ярко отражает противостояние старого и нового в России XIX века. Грибоедов через фигуру Фамусова и его окружения показал, насколько трудно новым прогрессивным идеям было пробиваться в общественное сознание, скованное вековыми традициями и предрассудками.

Чацкий и «век нынешний» в пьесе «Горе от ума»

Александр Грибоедов в пьесе «Горе от ума» представляет нам богатую панораму московского общества начала XIX века через призму конфликта главного героя Александра Андреевича Чацкого с окружающей его действительностью. Чацкий является олицетворением нового, прогрессивного мышления, противостоящего устоявшемуся, консервативному обществу.

Чацкий, вернувшийся из-за границы, сталкивается с непониманием и неприятие своих взглядов среди старых знакомых. Он исповедует прогрессивные идеи, которые были распространены среди передовой молодежи начала XIX века: свободомыслие, патриотизм, стремление к просвещению и науке. Он критикует крепостное право, бюрократию и несправедливость. 

«Веком нынешним» являются устои московского дворянского общества, которые представляют персонажи Фамусов и его окружение. Это общество живет по старым традициям, ценит чинопочитание, карьеризм и материальное благополучие. Фамусов, как яркий представитель этого круга, боится любых изменений и видит угрозу в свободомыслящих людях, таких как Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества служит основной коллизией пьесы. На протяжении всего произведения Чацкий многократно вступает в прения с представителями «века нынешнего», высмеивая их зазнайство, косность и лицемерие. Его речами, полными сарказма и язвительных замечаний, он разоблачает пороки и несостоятельность устаревших взглядов и принципов.

Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» является кульминационным моментом его противостояния с московским обществом. В этом монологе Чацкий обличает «век нынешний» за его моральное разложение, подлость и праздность.

Однако, судя по реакции общества на слова и поступки Чацкого, можно заметить, что его идеи остаются непонятыми и непринятыми. Герой оказывается в одиночестве, иронично попадает под подозрение в безумии, что символизирует непонимание и отвержение прогрессивных идей старым обществом.

Таким образом, через конфликты Чацкого и «века нынешнего» в пьесе «Горе от ума» Грибоедов демонстрирует неизбежность столкновения старого и нового, показывая, как трудно новые идеи пробиваются сквозь вековые устои. Чацкий становится символом нового времени, неудержимой силы перемен, которые, несмотря на сопротивление, рано или поздно преобразят общество.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

В пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума» представлено несколько поколений московского общества, среди которых можно выделить два заметных типа: консервативное дворянство и молодое поколение. Образ Молчалина является ключевым для понимания положения и устремлений молодого поколения в этом контексте.

Молодое поколение, представленное в пьесе, демонстрирует разнообразие персонажей и их отношения к жизни, обществу и своим устремлениям. Прежде всего, здесь выделяются две фигуры: Чацкий и Молчалин. Они представляют диаметрально противоположные подходы к жизни и карьере.

  • Чацкий — представитель прогрессивной части молодого поколения, он критикует устаревшие порядки, выступает против лицемерия и угнетения, отстаивает свободу и справедливость. Его взгляды и поведение резко контрастируют с устоями консервативного общества, что вызывает непонимание и неприятие со стороны старшего поколения.
  • Молчалин, напротив, олицетворяет ту часть молодого поколения, которая приспосабливается к консервативным нормам ради собственного благополучия. Он стремится к карьерному росту и улучшению своего положения за счет угодливости, лицемерия и хитрости.

Образ Молчалина в «Горе от ума» является ярким примером приспособленчества и мелкой хитрости. Этот персонаж стремится к успеху в карьере любой ценой и готов пойти на компромиссы с совестью ради достижения своих целей.

  1. Приспособленчество. Молчалин отлично понимает, что в обществе доминирует консерватизм, и использует это в своих интересах. Он не имеет собственных твердых убеждений и легко подстраивается под мнение большинства. Его любимыми словами являются «помещик», «патриот» и «чиновник», которые он использует для достижения благосклонности влиятельных людей.
  2. Лицемерие и угодничество. Для Молчалина совершенно нормально скрывать свои истинные мысли и чувства ради выгоды. Он выказывает уважение всем, кто превосходит его по статусу, мечтая о продвижении по службе. Анализируя его отношение к Софье, становится очевидным, что чувства к ней играют лишь второстепенную роль в его планах, главной целью остаются карьерные успехи.
  3. Отсутствие принципов. В отличие от Чацкого, Молчалин не отстаивает никаких высоких идеалов. Он не думает о свободе, справедливости или изменении общества. Его главная задача — личное благополучие и продвижение. Этот персонаж воплощает в себе махровый карьеризм и мелкое приспособленчество.

Образ Молчалина в пьесе играет важную роль в критике общества, показывая, как молодые люди могут опуститься до угодничества ради личного успеха. В его лице Грибоедов осуждает те черты общества, которые мешают прогрессивным переменам: лицемерие, приспособленчество и беспринципность.

Таким образом, молодое поколение в консервативном дворянском обществе представлено в пьесе через две противоположные модели поведения. Чацкий воплощает стремление к изменениям и борьбу за правду, тогда как Молчалин — приспособленчество и карьеризм. Тем самым Грибоедов призывает к выбору пути: прогрессивного сопротивления или угодничества во имя личной выгоды.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!