Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеБасня представляет литературный жанр, направленный на обучающую функцию. Это краткое повествование, написанное в стихах или прозе, с выраженной моральной идеей, которая придает повествованию аллегорический характер.
В финале или в начале произведения присутствует краткое наставление, известное как мораль. В качестве персонажей выступают животные, растения, предметы, и басня служит для критики человеческих недостатков.
Начало развития жанра басни восходит к V веку до нашей эры. Эзоп, раб по происхождению, считается его зачинателем. Он выражал свои идеи через аллегории, так как не имел возможности прямо говорить о своих взглядах. Тексты басен, включая произведения Эзопа, были записаны лишь во II веке до нашей эры. Античный римский поэт Гораций также оставил свои следы в истории басни.
В эпоху барокко и классицизма античные легенды пережили свое возрождение, а басни вновь стали востребованы, благодаря творчеству знаменитого Жана де Лафонтена.
Он часто черпал вдохновение в произведениях Эзопа, однако, опираясь на античные традиции, Лафонтен формировал свой неповторимый стиль. В отличие от предшественников, он не стремился к ясным моральным выводам. Лафонтен стремился глубже осмыслить окружающий мир, проникаясь смыслом, описывая его через переживания персонажей.
В XVIII веке басни стали популярными и в Германии, благодаря деятельности Лессинга. Этот немецкий поэт предлагал более скромный подход к басням, избегая лишнего декора и риторических приемов.
Басня отличается стилем — использует аллегорию, чтобы показать социально значимые явления через символические образы. Так, Лев символизирует жестокость, тиранию и несправедливость, Лиса представляет хитрость, коварство и обман.
В. А. Жуковский выделяет ключевые особенности жанра:
Басня классифицирована по характеру главных действующих лиц:
В русской литературе басня объединила традиции народного творчества. XVIII век отмечен бурным развитием русской словесности в духе классицизма.
Русский классицизм отличался национальным окрасом и привязанностью к народности, что не соответствовало строгостям европейской классицистической доктрины. Русская литература того времени стала носителем передовых идей и осознала себя как воплощение общественных стремлений.
Этот процесс нашел отражение в становлении сатирической литературы, включая жанр басней. Басня, являющаяся одним из жанров классицизма, в то же время сохраняла тесные связи с народным творчеством.
Русская басня сразу же обрела сатирический тон и продолжала свое развитие по уникальному пути, что выделяло из общего ряда западноевропейских образцов.
В баснях животные выступают в роли персонажей, ведущих себя так же, как люди: волк, сова, лисица. Истории с животными не просто веселые сказки, а содержат глубокий смысл, отражающий человеческие качества.
В каждом герое басней зашиты аллегории на характерные черты человеческого поведения: обезьяна и свинья олицетворяют невежество, осел — глупость, кот — хитрость, петух и кукушка — бесполезность и так далее.
Каждый зверь в баснях выступает атрибутом определенной социальной категории: лев — верховная власть; волк, лиса, медведь — представители двора; ягненок, лягушка, муравей — простые люди, занимающие низшую ступень социальной иерархии: мелкие служащие, крестьяне. Басни увлекают читателя разнообразными и насыщенными историями, вызывая размышления о прочитанном.
Историческое развитие русской басни прослеживается от таких знаменитых авторов, как Кантемир, Ломоносов и Тредиаковский, до момента, когда она достигла своего апогея в работах Крылова.
В ряду великих мастеров этого направления особо выделяются имена таких писателей, как В. Майков, А. Сумароков, И. Хемницер, М. Херасков, А. Измайлов и И. Дмитриев. Не менее важно отметить, что к жанру басни обращались и такие крупные литераторы, как А. Пушкин, Д. Фонвизин, А. Радищев, В. Жуковский, Г. Державин, Д. Давыдов и К. Батюшков.
Эта грандиозная басенная традиция достигла своего пика в эпоху расцвета жанра в работах И. Крылова, который прославил по всему миру русскую басню.