Рады, что вам понравилась статья 😊
Октябрьскую революцию и приход к власти большевиков М. А. Булгаков не принял. Он писал, что в 1918 году в Киеве пережил 10 переворотов. Немцы, петлюровцы, белые и красные — за год власть в городе менялась 18 раз.
Будущий писатель, молодой дипломированный врач, был мобилизован в армию Деникина и отправлен на Северный Кавказ. К тому времени Булгаков успел 3 года поработать земским врачом под Смоленском. Белогвардейская эмиграция шла полным ходом, тоже хотел уехать за границу, но не получилось, заразился тифом и слег. В 1921 году обосновался в Москве и отдался литературной деятельности.
Идею повести «Собачье сердце» будущий сатирик вынашивал еще во Владикавказе. Его очень волновал вопрос правомерности социальных экспериментов, которые происходили в советском государстве.
В Москве Булгаков жил в Обуховском переулке, в простонародье называемом Пречистенкой. В этом районе издавна селились врачи, преподаватели, военные, коммерсанты. Здесь он окунулся в среду, близкую ему по воспитанию, культурному уровню. Именно здесь созданы лучшие сатирические шедевры писателя.
Образ профессора Преображенского Булгаков срисовал со своего дяди, врача-гинеколога Н. М. Покровского. Медицину в юности будущий писатель выбрал под влиянием авторитета своих родственников. Оба брата матери были врачами, хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, это стало решающим.
Повесть о Шарикове написана в январе-марте 1925 года. Однако она так и не была напечатана при жизни Булгакова, увидела свет лишь в 1987-ом, спустя более полувека с момента своего рождения. Весной 1925 г. Булгаков успел прочесть только что завершенное произведение на нескольких закрытых собраниях литераторов, после чего рукопись изъяли во время обыска.
Тогда Булгакова уже вообще не печатали, постановки по его произведениям были сняты с репертуаров всех театров. Писатель жил и творил в полнейшей изоляции.
Исследователи творчества Булгакова в героях повести увидели намеки на Троцкого, Дзержинского и многих других большевистских вождей. Домовые комитеты в те года работали плохо.
«Вещь написана с ярым презрением к советскому строю, является крайне опасной», — такого рода доносы стали причиной запрета произведения. Чтобы повесть была напечатана — такое даже представить было трудно. Свободы слова в стране не было, любая критика советской власти пресекалась.
Детище Булгакова стало необыкновенно популярным после распада Союза. Много раз переиздавалась, была удачно экранизирована. Раньше произведение в различных вариантах издавалось за границей. Но это были неоконченные варианты.
Фото: Kandinsky 3. 1
Строительство социализма воспринималось писателем как трагедия, как масштабный опыт. Он не верил в возможность создания совершенного общества путем революции. Путь к социальному эксперименту писатель-медик прокладывает через научный опыт. Создать прекрасного человека будущего путем операции герою Булгакова не удалось. Так и общество в результате большевистского переворота переживает потрясения.
Под пером великого писателя-пророка родилось произведение, которому суждено было стать образцом сатирической фантастики. Сатира обличает недостатки общества, обвиняет, сатирическая фантастика предвидит грядущие трагедии.
Писатель убежден, что революционные методы вторжения в жизнь не оправдали себя, невежественный пролетариат несет разруху и не в состоянии нести ответственность за содеянное. Тема страшной, разрушительной силы самодовольного невежества в лице пролетариата раскрывается через другую тему — тему ответственности ученого за последствия научного эксперимента. Недаром в произведении такая развязка: Шариков опять превращается в Шарика.
В образ ученого сатирик Булгаков вложил лучшие черты русской интеллигенции. Он считал эту тему главной в своем творчестве. В этом он шел за Щедриным, который утверждал: «Не будь интеллигенции, мы не имели бы понятия о чести, ни веры в убеждения, ни даже представления о человеческом образе».
Писатель размышляет о будущем лучших слоев общества. «Настоящее … таково, что глаза хочется закрыть, … остается будущее». На смену трагическим мыслям в творчество писателя вливаются раздумья о будущем России, о месте интеллигенции в послереволюционном мире.
Благодаря фантастическому образу Шарикова традиционная тема дома получила в повести новое звучание. Большевики уничтожили традиционную семью. А это крушение института семьи, основы благополучия государства.
Вмешательство в природу человека рождает опасное для общества существо, а революция приводит страну к разрухе. По мнению писателя, человек не должен брать на себя роль создателя, вмешиваться в естественные процессы природы. Однако эволюционные изменения лучше революционных преобразований. Это основная идея произведения Булгакова.
В повести преобладает сатирический пафос. Сюжет поистине анекдотический. Шариков и Швондер, дорвавшиеся до власти, отрицают ценности былого общества, культуру, образованность.
В высказываниях профессора Преображенского проявляется трагический пафос. Старый ученый и интеллигент видит, как привычная картина мира уходит в небытие, потерянного уже не вернуть.
Главным героем повести является представитель интеллигенции.
Профессор Преображенский — гениальный хирург, делает операции по омоложению, нэпманы готовы были платить ему любые деньги.
Но профессор задумал смелый эксперимент — пересадить собаке гипофиз человека. Лишь сделав операцию, ученый осознает безнравственность научного насилия над человеком. Для того чтобы немолодой ученый, светила медицины, понял весь ужас своего творения, надо было, чтобы в квартире появился Шариков. Автор любуется культурой быта ученого, его аристократическим обликом. Гордый и величественный профессор говорит афоризмами. Но даже он оказался бессилен в борьбе с «пролетарскими» элементами.
Фото: Kandinsky 3. 1
Вечно голодный пес Шарик в момент знакомства был существом довольно умным, по-своему оценивающим жизнь улицы, нравы Москвы. Город времен НЭП с многочисленными магазинами, трактирами, чайными предстает перед читателем с подачи внутреннего монолога собаки. Он ненавидит дворников-пролетариев, уважает повара Власа с Пречистенки, который скольким таким же жизнь спас. Пес жалеет замерзшую барышню-машинистку, бегающую в угоду любовнику, новому хозяину жизни, в фильдеперсовых чулках.
В варианте с Шариковым все это улетучивается. Появилось безобразное существо и жизнь профессора превращается в сущий ад. Шариков выигрывает. Бюрократической системе наука профессора не нужна.
Убедительна фигура Швондера. Председатель домового комитета, пролетарский активист, пытается выселить профессора Преображенского из его квартиры. По его мнению, профессор незаслуженно один проживает в семи комнатах. Он снабжает Шарикова «научной» литературой, во всем поддерживает его.
Как ни странно, такие разные герои похожи своими устремлениями переделать мир по своему усмотрению. Один создал из собаки человека, другой вложил «классовую» программу. Хорошо, что профессору удалось превратить человека-монстра обратно в собаку. Хорошо, что он понял свою ошибку.
Жанр сатирической фантастики дает писателю возможность использовать самые разнообразные литературные приемы.
Автор наделяет своих героев говорящими фамилиями. Профессор Преображенский омолаживает людей, преобразил собаку в человека. Чугункин от слова «чугун», тяжелый металл, лишенный тонкости и благородства. Борменталь от слов «бор» и «ментальность.
Интересный прием — повествование от лица собаки. Писатель перенял его у Гоголя. «Собаки — народ умный» — фраза из «Записок сумасшедшего». Прием нацелен на раскрытие хищнической природы человека.
Мастер художественного слова использует метафоры, олицетворения, сравнения: «великая сушь в душе», «кухня громыхала запахами», «полезли сумерки, настороженные, скверные»; «черная голова в салфетке сияла, как муха в сметане». Изобразительно-выразительные средства языка — неотъемлемая часть художественного произведения, средство раскрытия темы и идеи.
Автор мастерски использует речевую характеристику героев. Профессор говорит подчеркнуто вежливо, использует в речи высокую лексику, ораторствует за сервированным столом. «Он бы мог на митингах деньги зарабатывать», — восхищается им Шарик. Шариков же грубо плюется бранными словами.
Можно выделить еще один интересный литературный прием — парафразу. «Живодер в позументе», «важный песий благотворитель», «укушенный следовал его примеру», «божество помещалось в кресле» — замена названия лица описанием его существенного признака позволяет автору с ходу указать на характерные черты героев, добиться сатирического эффекта.
Основной конфликт развивается между интеллигенцией в лице профессора Преображенского и пролетариатом в лице председателя домового комитета Швондера. «Да, я не люблю пролетариат», — констатирует профессор. Ему не нравится грязь, разруха, агрессивное хамство новых хозяев жизни.
По мнению ученого, разруха не в уборной, а в их «головах». Он прав, когда говорит, что каждый должен заниматься «своим делом — разруха исчезнет сама собой».
Замечательно, что на страницах повести-профессору удалось обратное превращение человека в собаку. В реальной жизни все по-другому, Шариковы живучи.
Они верны своим инстинктам, умеют приспосабливаться, а чтобы возвыситься над теми, кто духом и разумом высок, втаптывают их в грязь.
Шариковы живут среди нас. Их сущность ждет момента, чтобы проявиться. При первой возможности ухватят лакомый кусок и покажут свою истинную сущность. Это разномастные чиновники-взяточник, политики-предатели, список можно продолжить. Всему виной «собачье сердце» в союзе с человеческим разумом.
Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но мысль автора о праве ученого на эксперимент звучит как предостережение всему человечеству.
Повесть увидела свет лишь в 1987 году, через 60 лет с момента его создания, поэтому особой критике не подвергалась.
ОГПУ, которое изъяло рукопись произведения в 1926 году, увидело в книге насмешку над советской властью и революционным процессом.
Интеллигенция произведение одобрила. Отзывы критиков очень поддержали писатели в трудные годы забвения. М. Я.Шнейдер в 1925 году назвал повесть Булгакова «первым литературным произведением, которое осмелилось «быть самим собой» после событий, которые «пора осмыслить».
В. Вересаев в письме М. Волошину назвал сатирические произведения М. Булгакова «перлами художника первого ранга», а «Собачье сердце» — «чудесной вещью».
Важно, что сатира М.Булгакова никого не оставляет равнодушным и в наши дни.