Рады, что вам понравилась статья 😊
Русский народ с давних пор творил свою культуру, но многие ее проявления так до нас и не дошли. Особенно остро вопрос стоял с литературой, ведь письменность появилась лишь в XI веке. До этого произведения передавались из уст в уста, главным видом творчества был фольклор.
Славянский фольклор невероятно богат. По сей день в школах изучаются народные сказки, используются загадки, пословицы, поговорки. Но создание славянской письменности Кириллом и Мефодием вывело искусство на новый уровень — возникла древнерусская литература. Ее расцвет пришелся на XI–XII века. Этот период считается началом развития русской литературы, ее становления, заложения основ, которые гораздо позже используются в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других выдающихся писателей.
В древнерусских текстах отразилось богатство языка. Авторы активно использовали средства художественной выразительности, о названиях которых не имели малейшего представления. Для описаний исторических личностей и событий была характерна повторяемость действий, символизм, обилие метафор, эпитетов. Несмотря на запрет язычества, силы природы играют важную роль для русского человека. К примеру, в «Слове о полку Игореве» видно упоминание «мутной воды», являющейся символом наступления смутного времени.
Помимо возникновения кириллицы и глаголицы, сильный толчок развитию словесности дала церковь. По Руси семимильными шагами распространялось христианство. Именно монахи написали первые труды, сидя в темных кельях. Об их целях расскажем чуть позднее.
Работы по книгописанию организовывает князь Ярослав Мудрый. При нем начал складываться главный свод законов Древней Руси — Русская правда.
Русь стонет под гнетом монголо-татарского ига, развитие литературы заторможено. Народ страдает, выплескивая боль в творчестве, создается «Слово о погибели Русской земли». Летописи, воинские повести посвящены решающим битвам, легендарным воинам. Стране нужен мудрый, решительный государь, который стал бы героем летописей.
Начало XV века ознаменовано религиозными брожениями после падения Константинополя. Картина мира литераторов становится шире, авторы обращаются к публицистике. Теперь книги пишут не только священники, но и еретики.
Русский дьяк Федор Курицын написал «Сказание о Дракуле», в котором рассказал о жестокости валашского князя. Конечно, современники не оценили произведение, ведь оно служило развлечению, а не развитию духовности. Но тайком читали. «Сказание о Дракуле» уже в те далекие годы стало первым примером беллетристики.
Смута,сопровождавшаяся голодом и кровью, заставляет взяться за перо всех. Русский народ пытается осмыслить происходящее. Эпоха древнерусской литературы подходит к концу.
Авторы смело рассуждают о смене власти, рассуждают на тему государственного строя. Литература наконец озаботилась судьбой простого человека. Рождаются «Повесть о Горе-Злочастии» ,Сказание о крестьянском сыне», «Словеса дней, и царей, и святителей московских».
К сожалению, большинство книг утеряны, уничтожены. Невозможно оценить объемы трудов. Тексты писались пером, размещались на пергаменте, материале довольно хрупком. Но творения монахов уничтожило не только время. На земли славян постоянно совершались набеги, между князьями древнерусских городов тоже шла постоянная борьба. Библиотеки страдали от войн, смут, городских пожаров.
В основе литературы древней Руси лежала особая система ценностей. Мир, окружавший наших предков, колоссально отличался от того, что мы имеем сейчас.
Огромную роль в развитии искусства играла религия. Необходимость передачи евангельских и библейских сюжетов заставляла служителей церкви создавать рукописи. Церковнослужители переписывали священные книги, рассказывали о жизни святых, разрабатывали поучения для повышения духовности, нравственности прихожан. В написании трудов словесники видели высшую цель. Тексты помогали народу просвещаться, придерживаться принципов христианства, передавать знания новым поколениям.
Не менее важным фактором в работе монахов была историчность. Летописцы считали своим долгом честно,правдиво пересказывать события, свидетелями которых становились. Внешняя, внутренняя политика, войны, смена власти находили отражение в монашеских книгах.
Много ли имен приходит на ум, когда мы вспоминаем авторов того времени? На слуху лишь создатель великой «Повести временных лет» Нестор. А он был не единственным писателем, приложившим руку к летописи — Нестора сменяли другие монахи. Почему мы знаем о прародителях русской литературы так мало?
Дело в том, что в те времена считалось богохульным указывать авторство. Люди верили, что рукописи создаются богом, а монах только исполнитель. Если кто-то решался упомянуть себя мелким шрифтом, рядом обязательно приписывалось: «грешный», «недостойный», «худый». Человек в сравнении с богом не имел никакого значения. Анонимности придерживались вплоть до XVII века.
Древняя русская литература не ограничивалась лишь библейскими сюжетами. Развиваясь, она образовала несколько жанров. Безусловно, на них повлияла письменность соседних государств.
Основные жанры литературы древней Руси:
Летопись — запись исторических событий, ведущихся по годам. Самым ярким образцом жанра стала «Повесть временным лет». Над ней трудились несколько священнослужителей, в том числе знаменитые Нестор и Сильвестр.
Все жанры древнерусской литературы подчинялись строгому канону. Существовала четкая структура,отклоняться от нее было строго запрещено. Правила не имели под собой теоретической базы, распространялись среди монахов. Самым каноничным жанров являлось житие. Монах обязательно описывал детство святого, возносил хвалу чудесам рук героя.
Творчество подчинялось определенному «этикету». Во всех трудах повторялись одни и те же действия, непонятные современному человеку. Русскому войску помогает «божия сила» в лице ангелов, она гонит прочь врага. Армия христиан малочисленна, в отличие от противника.
Древняя русская литература делилась на два вида: мирская и духовная. Мирская, или светская, носила минимальный религиозный характер. Переписывать такие тексты монахи не считали нужным, у них были другие цели. Процесс этот долгий, кропотливый, важнее было сэкономить время на нужды церкви.
Фото: Шедеврум
Однако это не помешало появлению на Руси в XII веке сборнику афоризмов «Пчела».Сборник византийского происхождения содержал высказывания древнегреческих философов. Славяне, умеющие читать, могли оценить мудрость Плутарха, Диогена, Сократа.
Мы уже сказали, что книги древнерусских писателей имели религиозно-исторический подтекст. Но какова была главная цель рукописцев? Важно понимать, что творчество священнослужителей пронизано острой социальной тематикой. Как бы громко это ни звучало, своими работами монахи стремились изменить человечество к лучшему. Авторы закладывали основы нравственности, духовности, морали, оказывая колоссальное влияние на русский народ.
Главными помощниками в этом деле были поучения. Священник торжественно читал их перед паствой, внушая слушателям праведные мысли. Там же распространялись христианские заветы.
Но церковь беспокоил не только простой люд. Русские князья на протяжении всей истории враждовали друг с другом. Раздоры правителей плохо сказывались на развитии государства. Священники верили, что лишь объединение воинствующих лидеров сможет сплотить народ и помочь защититься от многочисленных внешних врагов. Авторы бесстрашно высказывали мнение на этот счет.Так, в «Слове о полку Игореве» писатель открыто критикует разрозненность русских земель. Более того, в постоянных конфликтах и дележке родных земель летописцам виделась причины монголо-татарского ига.
Фото: Шедеврум
С негативом авторы относились к «притворным праведникам», возвышая людей достойных. Главные герои древнерусской литературы идеализировались, обладали полным набором положительных качеств, подавали пример для подражания. Писатели не стеснялись приукрашивать достоинства великих князей. Правители неизменно мудры, храбры и справедливы.
На страницах древних хроник не существовало места простому человеку, народ «безмолвствовал». Основное внимание уделялось правителям, их окружению, представителям церкви. Авторы в работе избегали тем экономики и не писали об ошибках князей.
Древнерусские авторы заложили основы литературной традиции писателей будущих веков. В летописях, поучениях, хождениях спрятана мудрость великого народа, историческая правда, послание потомкам.