Рады, что вам понравилась статья 😊

Драма — живой спектакль, разворачивающийся перед взглядом аудитории, представленный в виде разговора, обогащенного эмоциональной силой, то есть пафосом, оказывающим влияние на восприятие произведения зрителями. Эмоциональная сила — переживание, которое происходит у зрителя или читателя во время просмотра драмы.
Сценическая функция драмы заключается в достижение наивысшего эмоционального и эстетического эффекта, когда исполняется на театральной сцене, в гармонии с другими видами искусства, такими как музыка, визуальное искусство, актерская игра и прочее.
Первое определение жанра драмы и ее теории было сформулировано Аристотелем.
В современном академическом понимании, термин «драматический жанр» охватывает разнообразие жанров, которые эволюционировали и процветали в рамках драматической литературы. Драматические произведения уникальны тем, что представляют индивидуальную жизнь человека и взаимодействие с обществом.
Часто в них выделяются внутренние конфликты личности, которые находят отражение в действиях персонажей. Под драмой подразумевается конфликт между центральными персонажами и социальным контекстом. Формирование драматических жанров началось в середине XIX века.
Специфический элемент драмы в литературе заключается в умении описывать события, происходящие в настоящем времени.
Давайте проанализируем, какие ключевые особенности выделяют драму среди других жанров литературы:
Драматический рассказ строится на принципе единообразия повествования.
В драме каждое действие и реакция персонажей должны быть направлены на достижение цели, создавая неразрывное и гармоничное целое, не только в ключевых эпизодах, но и в самых незначительных деталях.
В рамках драмы особенно ярко прослеживается структура, состоящая из трех этапов развития сюжета:
Обычно, структуру драмы поддерживает деление на акты, где в каждом из них зафиксирована часть разворачивающегося конфликта.
Драматическое искусство является одним из ключевых направлений литературного творчества, наряду с эпическим и лирическим. В рамках этой области культуры можно выделить несколько ключевых жанров: комедию, драму и трагедию, а также интермедию, водевиль, фарс и мелодраму.Каждый из основных жанров драматургии, в свою очередь, делится на более специфические разновидности. К примеру, в рамках комедии можно выделить лирическую и сатирическую комедию, а также водевиль и фарс. Все эти жанры характеризуются живым и пластичным характером, развиваясь и преображаясь под влиянием исторического контекста.
Водевиль — маленькая театральная постановка с захватывающим сюжетом, в него входят музыкальные номера с песнями и танцами. В начале XVIII века термин "водевиль" ассоциировался с песнями и куплетами, которые звучали на рыночных представлениях.
В эпоху Великой французской революции жанр обрел независимость, утратил политическую остроту и превратился в развлекательное направление, завоевав популярность по всей Европе.
Французские драматурги О.Э. Скриб и Э. Лабиш считаются классиками водевиля, благодаря им жанр сохранил народные французские традиции: жизнерадостность, юмор, остроумие и современность. С середины XIX века водевиль начал уступать место оперетте.
Во Франции водевиль стал популярным в начале XIX века, что было связано с его увлечением национальными сюжетами, унаследованными от комической оперы XVIII века. В России к известным авторам водевилей относятся Н. И. Хмельницкий, А. С. Грибоедов, Д. Т. Ленской.
А. П. Чехов продолжил традиции водевиля, но без куплетов.
Драма пытается показать личные перипетии героя, и его задача не в насмешке над действиями, а в глубоком осмыслении судьбы в контексте взаимоотношений с окружающим миром. В отличие от трагедии, драма стремится изобразить резкий конфликт, но в конфликте есть шанс на благоприятное разрешение.
Персонажи драмы не однозначны, как в трагедии. Как отдельный жанр, драма оформляется в конце XVIII века. Отличается вниманием к социальным проблемам, повседневности, этике и психологии человека, что способствовало развитию реализма в европейской литературе.
Со временем драматизм усиливается, и счастливые концовки становятся редкими. Часто в центре драмы герой, который не находит выхода из общественного и внутреннего конфликта, что видно в работах Островского, Ибсена, Чехова и Горького.
Интермедия — короткий театральный номер, который показывают между актами основного спектакля. Этот тип представления зародился в XV столетии и изначально был маленькой комической сценой, которая входила в состав религиозных представлений, позже — в образовательные постановки, комедии и драмы.
В Англии этот термин употребляется в форме интерлюдия. В Европе XVI – XVII веков интермедия достигла пика популярности, а в Испании превратилась в полноценный жанр народного театра.
В России интерес к этому виду искусства возрос в XVII веке. Интермедия продолжает оставаться забавной или музыкальной сценой, дополняющей основные театральные постановки.
Комедия — жанр драмы, сюжет и диалоги пропитаны юмором и иронией. В эпоху классицизма противопоставлялась трагедии и всегда заканчивалась благополучно, с главными действующими лицами, представляющими простых людей. Комедия считалась менее значимым жанром. В эпоху Просвещения появилась мещанская драма, которая нарушила стереотип.
Задача комедии — разоблачать недостатки, что не соответствует общепринятым идеалам и нормам. Комедии могли быть посвящены самым разнообразным темам: политике, обществу, повседневности и прочему. Смех и юмор выступали в роли разоблачителей некорректного поведения персонажей. Существует множество подвидов комедий:
Первопроходцем комедийного жанра считается древнегреческий поэт Аристофан. В русской литературе комедию развивали такие авторы, как Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский.
Мелодрама — жанр драмы, сюжет наполнен драматизмом и сложными сюжетными линиями, героические и злодейские персонажи противостоят друг другу, эмоциональные переживания выходят за рамки обыденного.
Жанр наполнен неожиданными поворотами судьбы, которые заставляют зрителей переживать за персонажей, а иногда и размышлять о своей жизни. Мелодрамы нередко отражают актуальные социальные и моральные проблемы, что делает их не только развлекательным, но и интеллектуально захватывающим жанром.
Истоки мелодрамы уходят во Францию XVIII века, где Жан-Батист Монвель внес вклад в ее развитие. В России же интерес к этому жанру зародился только в последней четверти XIX века, и среди его популяризаторов были такие писатели, как Николай Васильевич Кукольник и Николай Александрович Полевой.
Трагедия — особый литературный жанр, центральное место занимает драматическая борьба главных персонажей, приводящая к печальному финалу. Ключевые особенности трагедии включают:
Трагедия восходит к древнегреческим корням, где она была тесно связана с религиозными ритуалами. Это было представление мифов на сцене. Основоположники античной трагедии — Эсхил и Софокл.
В эпоху позднего Возрождения трагедия переосмысляется, и Уильям Шекспир стал ее главным представителем, изображая бесконечную реальность и глубокий кризис.
В классицизме трагедию представляли такие авторы, как Пьер Корнель и Жан Расин, где строго соблюдались принципы трех единств.
В XVIII и XIX веках Фридрих Шиллер стремился к обновлению классической трагедии, делая акцент не на мир, а на индивидуальность человека и его внутренний мир.
Драматическое искусство тесно переплетается с другими видами творчества и современными тенденциями.
Разнообразие режиссерских трактовок одного и того же произведения может привести к воплощению в жизнь концепций, которые нередко резко расходятся с изначальной задумкой автора.
Важную роль в успехе театральной постановки играют также характерные для драматического театра элементы: сценический костюм, оформление сцены и музыкальное сопровождение.
К тому же, с появлением кинематографа, драматическое искусство обрело новые возможности. Создание фильма, как и театральное представление, требует сценария, соответствующего драматургическим нормам. Таким образом, благодаря кинематографу, драма получила второе дыхание.