Рады, что вам понравилась статья 😊
Впервые футуризм появился в 1909 года. Первопроходцем жанра считается поэт Ф. Маринетти родом из Италии. Итальянец стал автором «Манифеста футуризма», опубликованного в газете «Фигаро» в начале 1909 года. Манифест предназначался для художников.В манифесте автор указывал на деградацию традиционных методов искусства. В нем же поэт призывал художников в стремительном темпе освоить новый стиль до появления нового поколения. Этот стиль в воззвании назывался телеграфным. Сроки автором ставились в 10 лет. Однако манифест рассматривался и литературными деятелями. Исходя из изложенных тезисов в заявлении Ф. Маринетти авторы, литературных произведений решили воплотить футуризм на бумаге. В художественных произведениях футуристической направленности используются обозначения, придуманными авторами для описания некоторых явлений или предметов. Принцип использования собственной лексики и орфографии в среде поэтов и писателей активно отстаивался футуристами. Декларировалось и право на собственную грамматику с орфографией. Главным для футуристов становились современные достижения материального мира, которые используются в практике. Любые огромные потрясения (в том числе войны с революциями) футуристами воспринимались как процессы, встряхивающие мир, который, по мнению сторонников футуризма, закостенел. Вместо статистического искусства, в мировоззрении футуристов, должна стать динамика. В этом должны сыграть ключевую роль фото- и киноаппараты. Кино и фото в футуристическом мировоззрении должны решить проблему несовершенства, проявляющегося в искусстве начала ХХ столетия. Общий вектор нового направления отличался агрессивностью. Из этого исходило восхищение деструктивными процессами любых масштабов. Агрессия футуризма стала причиной наличия в произведениях жанра мотивов презрения к слабым и представления силы через призму весомого аргумента. Мнение, что формы классического искусства не подходят для реалий начала ХХ века, приводило к отрицанию всех достижений искусства на протяжении существования. Исходя из непригодности для современности классического искусства, футуристы искали новые формы и смыслы. Упор делался на передачу собственного восприятия. В ход шли любые методы.
На территории России футуризм появился в 1910 году. Для сторонников футуризма, проживавших на территории Российской империи, футуризм стал идеологией, подразумевающей формирование нового вида искусства, способного изменить человека и обстоятельства вокруг людей.
Футуризм в России выделяется:
Нередко футуристами отрицались привычные логические и синтаксические связи в художественных произведениях. Предпочтительным вариантом повествования в футуризме считается лексика, свойственная объявлениям с афишами. Частым в произведениях футуристов стали лексика из профессиональных сфер с вульгарными синтаксическими оборотами.
Большинство представителей направления прибегали к неологизмам. Это категория слов, появившихся в языке недавно. Часто слова придумывались авторами для объяснения определенных явлений внутри произведения.
По другим принципам русский футуризм имел сходства с европейским. Русскими футуристами формировался культ силы, который мог доходить до восхваления войн и революций. Сторонники литературного направления демонстрировали презрение к слабым личностям. Возвеличивается поэт. В частности, личность автора стихотворений.
Отрицался и весь культурный опыт, формировавшийся на протяжении человеческого существования. Футуристами он воспринимался условностями, которые в актуальных реалиях являются бесполезными. Из-за чего представителями футуризма декларировалось избавление от классических норм. Шли декларации с поиском и применением новых методов подачи сюжета, рифмы или ритмики. Примером отношения русских футуристов к опыту прошлого считается манифест от группы футуристов, где требуют избавиться от А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в современной литературной среде.Характерен для футуристов, начавших деятельность на территории Российской империи, эпатаж. С участием писателей-футуристов проходило большинство скандалов в русской литературной среде. Примерами эпатажа литераторов-футуристов считаются выступления В. В. Маяковского в желтой блузке, которая носилась женщинами. А. Е. Крученых ходил с подушкой от дивана.
Главными героями произведений писателей-футуристов обычно становились жители больших городов. Выбор исходил из быстрых темпов жизни в подобных локациях. Протагонист и сами вели активную жизни. Не стеснялся протагонист произведений писателей-футуристов выражать собственную позицию любыми удобными методами. Чаще всего нестандартными.
Отличался футуризм и фундаментом. Если футуризм европейского образца базировался на сверхчеловеческой культуре, подразумевая слияние человека с машиной с упором на последнее, то в Российской империи считали преобладающим мышление живого организма. Из-за упора на человеческое сознание европейские футуристы воспринимали русских товарищей по направлению настороженно.
Русский футуризм от европейского отличался децентрализацией. Единого понимания футуризма на территории России выработано не было. Вместо единой позиции, русские футуристы разбились на несколько группировок с собственными взглядами на развитие направления.
Как отмечалось выше, русский футуризм выделялся отсутствием единой структуры. Основную массу составляли разные группы писателей и иных литературных деятелей, предпочитающих литературное направление, связанное с описанием будущего.
Одним из первых поэтов-футуристов на территории России считается И. Северянин. В 1911 году поэт выпускает сборник «Пролог. Эгофутуризм».
Крупной официальной группировкой, объединявших писателей футуристов, стало литературно-художественное объединение «Гилея». Членами объединения были следующие известные поэты:
Представителями «Гилеи» был выпущен манифест «Пощечина общественному вкусу» в 1912 году. В нем критиковали авторов классических произведений. Критика лежала в сомнении актуальности творений, написанных авторами XVIII и XIX веков. Исходя из тезиса, авторы манифеста призывали отказываться от творений прошлого.
Помимо Гилеи, существовали и другие литературно-художественные объединения. Примером таковых является «Мезонин поэзии», созданное московскими эгофутуристами, и «Центрифугу», появившуюся в Москве. В обеих организациях состояли следующие поэты:
Помимо формальных творческих организаций, существовали неформальные объединения. Сплачивающим фактором стало приверженность конкретному виду футуризма. Примерами можно считать:
Между объединениями отношения носили напряженный характер. Конфликты между группировками были частым явлением. Причинами возникновения конфликтных ситуаций становился разный взгляд на развитие футуризма. Также организации боролись за право называться образцами истинного футуризма. Каждая литературно-художественная структура считала собственный взгляд правильным. Частыми были переходы между группировками.
Хоть выше указанные объединения играли ключевую роль в формировании русского футуризма и были самыми многочисленными, существовало множество объединений футуристов поменьше. Таких объединений было достаточно, но ключевой роли в развитие направлении структуры не играли. Примерами подобных организаций считаются:
Поворотным моментом в истории футуризма стала Октябрьская революция. В футуристических кругах события октября 1917 года и установление власти большевиков оценивалось положительно.
Несмотря на изначальное пестование войн и революций, как центробежных перемен, к 1917 году в футуризме начали прослеживаться пацифистские начинания. Примерами пацифизма в футуризме считаются поэмы «Война и мир» за авторством В. Маяковского и «Война в мышеловке» В. Хлебникова.
Футуризм начал угасать после прихода к власти социалистов. Сначала развитие футуризма начало замедляться. Частично это было связано с начавшейся гражданской войной. Конфликт требовал мобилизации всех имеющихся ресурсов и их применения на поле боя как от большевиков, так и от их противников.
Обстановка внутри государства приводила к решительным и радикальным мерам. Из-за чего за малейшую критику режима могли прибегнуть к высшей мере наказания или выслать из страны. Так высланными из РСФСР оказались И. Северянин, Г. Иванов, Л. Зак и др. Под репрессии 30-х годов ХХ столетия из поэтов-футуристов попали В. Март, Б. Лившиц, В. Силлов, И. Терентьев, С. Третьяков и др. Оставшиеся в социалистическом государстве поэты-футуристы начали отходить от закрепленных норм футуризма. Имея под собой основу в виде некоторых норм футуризма, представители бывших объединений поэтов- и писателей-футуристов начали формировать другое направление. Несмотря на несколько общих черт характера, сформированный оставшимися поэтами-футуристами стиль заметно отличался от привычного футуризма.
Их усилиями была сформирована организация Левый Фронт Искусства. Ключевую роль в организации структуры сыграли В. Маяковский и другие поэты-футуристы, которые остались в РСФСР, которая на тот момент стала частью СССР. С ЛЕФ сотрудничали многие известные советские литераторы. Помимо взаимодействия с представителями литературного направления, к ЛЕФ обращались художники, кинематографисты, филологи, архитекторы. Совместная деятельность с последними стала причиной создания Объединения современных архитекторов.
В распоряжении у организации находился журнал ЛЕФ, который просуществовал с 1923 по 1925 года. Затем на место ЛЕФ пришел Новый ЛЕФ, проработавший с 1927 по 1928 года.
Осенью 1928 года В. Маяковский и О. Брик покидают объединения. К концу года ЛЕФ распадается из-за внутренних конфликтов. В 1929 году В. Маяковский планирует возродить ЛЕФ с новыми идеями. Проект поэта носит название РЕФ. Попытка оказывается провальной. В 1930 году В. Маяковский становится членом Российской ассоциации пролетарских поэтов. Через некоторое время членом ассоциации становится Н. Асеев.
Футуризм сыграл ключевую роль в русской литературе. Представители веяния, которые отрицали классические нормы и стремившиеся создать вместо них новое, привнесли идеи, которые в литературе стали свежим. Эти идеи впоследствии станут фундаментом для других поколений литераторов, которые на их основе сформируют нечто новое.
Особенно веяния футуризма отразились на поэзии. Поэты-футуристы вместо привычных способов стихосложения вырабатывали новые подходы к рифме и ритму стихотворения. За счет этого стихи становились разнообразнее, что способствовало росту интереса у обывателя. Потому что используемые методы до этого нигде не применялись и стали нонсенсом для читателя, который впервые знакомился с деятельностью футуристов. Выделяла стихотворения поэтов-футуристов на фоне других и агрессивная подача, которая была свойственна сторонникам веяния того временного отрезка.
Помимо новых способов рифмовки, отмечался и необычный ритм стихотворений поэтов-футуристов, который не был свойственен классическим поэтам и писателям, с которыми футуристы активно боролись во времена существования Российской империи через свои статьи, манифесты и художественные произведения.