Рады, что вам понравилась статья 😊
В романе «Преступление и наказание» Достоевский ставит своеобразный эксперимент. Цель эксперимента — понять, как человек с врожденными нравственными ограничителями, понимающий добро и зло, может переступить черту и стать убийцей. Автор был современником террористов-революционеров, оправдывающих кровопролитие «светлыми идеалами». Тема «идейного убийства» была актуальна.
Теория Родиона Раскольникова нелепа — вполне естественный страх переступить черту, отделяющую добро от зла герой считает признаком «твари дрожащей», способность отключить этот страх — признаком сверхчеловека. В те годы были популярны идеи немецкого философа Ницше о сверхчеловеке.
Уже в начале романа «Преступление и наказание» упоминается о бедности студента Раскольникова. Он в очередной раз приходит к процентщице и после неприятного разговора уходит сердитым. Возможно, уже тогда в подсознании начала зарождаться теория «Тварь я дрожащая или имею право?»
Клубок проблем запутывался все сильнее. Каждое новое событие превращалось в очередную провокацию для героя. Знакомство со спившимся чиновником Мармеладовым и его семьей, крайняя бедность его детей и неприятная судьба старшей дочери — провоцируют Раскольникова разрубить узел проблем любым путем.
Фото: AI SEARCH
Читатель узнает, насколько убого жилище Раскольникова. По словам автора, «клетушка шагов шесть длиной» — размер скорее тюремной камеры, нежели нормальной комнаты — неспроста напрашивается такое сравнение, вдобавок низкая. Проснулся студент после беспокойного сна, зло осмотрел жилище, прочитал письмо матери. Мать писала о том, что дочь должна выйти замуж за состоятельного, пусть и нелюбимого, человека. Раскольников решил помочь сестре, сорвав нежелательное замужество. Появлялись злобные мысли — прикончить клеветников, порочащих родственницу. Совесть напоминала: нельзя переступать границу. Раздражение усилилось, и Родион пошёл гулять по городу.
Раскольников думал о репетиторстве — хорошем способе заработать деньги. Однако у небогатого студента продолжалась навязчивая идея — нужно немедленно изменить жизнь, убив неприятную старуху-ростовщицу, а уже потом заняться репетиторством.
Герой проголодался, зашел в харчевню, заказал пирог с начинкой и рюмку водки. Выпив и закусив, студент захмелел, заснул в кустах. С рюмки водки главный герой романа начал путь к убийству. Очередная провокация автора, сильнее предыдущих. Хорошо известно, что алкоголь подавляет стыд, чувство вины, толкает на преступления. Опьянение часто называют «отягчающим обстоятельством».
Студенту привиделся кошмарный, реалистичный сон, отчасти связанный с пережитым в детстве событием. Толпа пьяных мужчин выходит из кабака, садится в большую телегу. Вместо могучей ломовой лошади запряжена простецкая крестьянская кобыла саврасой масти. Телега перегружена, кляче трудно сдвинуть тяжелый груз. Мужик-возчик бьет лошадь, слышит замечания, огрызается. Жестокость перерастает в садизм, мужик убивает лошадь. Маленький Родион шокирован.
Раскольников проснулся, и невольно представил себе, как убьет старуху-процентщицу. И хотя он говорил себе, что это низкий и чудовищный поступок, водка пробудила демонов подсознания. Моральные ограничители начали ломаться. И это сказалось очень скоро: путь домой оказался длиннее, нежели обычно. Героя занесло на Сенную площадь, где он подслушал разговор торговцев, мещанина и его жены, со сводной сестрой процентщицы. Удалось узнать, что вечером следующего дня, в семь часов пополудни, ростовщица останется у себя дома одна — родственница уйдет к мещанину и его супруге. Узнав об этом, Родион пошел домой и понимал, что пришло время доказать: «Не тварь я дрожащая!». Вдобавок сказалась очередная каверза автора — герой слышал, как ненавидят ростовщицу, но не могут убить ее, и решил осуществить желание других людей.
Бесцельно проводя время, вечером Раскольников пошел воплощать план, но колебался — если ростовщица поймет, что ей подсовывают фальшивую папиросницу, весь план сорвется. План сработал — алчная старуха польстилась на дорогую с виду вещь, и Раскольников расправился с ненавистной процентщицей. Набрав денег, заложенные вещи, Родион нервничал и думал, что в квартиру кто-то пришел.
И опасения подтвердились — сестра убитой процентщицы вернулась. Испуганный студент повторно обагрил руки кровью, сказалась типичная ситуация «неудачное время, неудачное место». Вскоре в дверь постучали клиенты — они хотели забрать заложенные вещи. Перепуганный убийца улучил подходящий момент и покинул место преступления. Он спрятал деньги и золото, закопал на пустыре.
Прошло несколько дней, и пришло известие: Раскольниковым досталось большое наследство. Преступление оказалось бессмысленным. Родион страдает от осознания, что он убийца.
Сильный стресс сказался: Раскольников заболел, началась лихорадка. Ему пришла повестка о вызове в полицию. Родион решил, что повестка связана с преступлением, однако оказалось, что цель вызова прозаичнее — нужно заплатить за съем жилья. Узнав, что полиция ищет убийцу, герой занервничал. Вечером поднялась температура, начались галлюцинации.
Встретившись на другой день в трактире с сотрудником полиции, Родион рассказал о своем преступлении, надеясь получить заслуженную кару и снять с души тяжелый груз. Собеседник отказался верить рассказу. Вечером Раскольников добрался до моста через реку, хотел свести счеты с жизнью. Его опередили: женщина прыгнула с моста, попытавшись утопиться. Городовой вытащил даму, сорвав очередную попытку самоубийства. Недавно несчастная женщина пыталась повеситься. Идея «свести счеты с жизнью» казалась хорошей, но теперь герой осознал: самоубийство — плохая затея, в загробной жизни душу самоубийцы ждёт ужасный суд. Религиозность уживалась в нем с идеями о сверхчеловеке.
Когда суровое наказание за убийство кажется неизбежным, начинается очередной сюжетный поворот. Раскольников замечает человека, попавшего под экипаж, и узнает Мармеладова. Родион помог оттащить умирающего чиновника домой. Мармеладов умер, успев увидеть старшую дочь. Родион дал денег на похороны, сказал вдове и детям, что позаботится о них, и отправился домой в хорошем расположении духа. Побывав на мосту, откуда в реку прыгала незадачливая дама, студент посмеялся над мыслью о самоубийстве. Сделав хороший поступок, Родион испытал временное облегчение.
Дома Раскольникова ждала неожиданная встреча с матерью и сестрой. Это была очень неприятная встреча — нельзя огорчать родню, рассказав о своем чудовищном поступке. Страшная тайна стояла между Раскольниковым и самыми близкими людьми.
Сюжетные повороты продолжаются. Раскольников узнал от матери, откуда появилось наследство. Госпожа Свидригайлова умерла насильственной смертью — ее избил муж-деспот. Слушая рассказ матери об этом событии, герой раздражается, помня о собственном жутком поступке. Раскольников такой же преступник, как и Свидригайлов.
Раскольников побывал у следователя. Улик против него нет, но следователь хороший психолог, и он подозревает студента. Начался разговор о статье Родиона. Оказывается, бедный студент Раскольников — автор нашумевшей журнальной статьи, посвящённой простым и необыкновенным людям. Обычные люди должны подчиняться закону, необыкновенные – стоят выше закона. Это были мыслители, создатели грандиозных идей, не знающие сомнений и готовые доказать правильность и справедливость идей любым путем. Следователь решил узнать, считает ли себя автор статьи необыкновенным человеком и способен ли убить кого-нибудь ради идеи. Герой смутился, стал дерзить, и дал повод для подозрений.
Вернувшись домой, преступник увидел страшный сон. Вновь Родион попал в дом процентщицы, однако ненавистная старуха оказалась жива. Попытка убить её топором оказалась тщетной — ростовщице удары были нипочём, она смеялась. Пробудившись, Раскольников увидел в комнате гостя.
Этот гость — Свидригайлов. Своеобразный идейный «двойник» Раскольникова, тоже делит людей на обычных и «тех, кто право имеет». И он тоже убийца. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не чувствует раскаяния за преступление, усердно оправдывает чудовищный поступок. Гордится хитроумной уловкой: сделать так, чтобы все думали, что убитая им жена умерла от болезни — кровоизлияния в мозг.
Раскольников испытал отвращение к своему «альтер эго» и к себе самому, в гневе выгнал Свидригайлова.
Он пытается найти утешение, помогая осиротевшим детям Мармеладова, знакомится с несчастной Соней. Девушка убеждает его признаться в преступлении, покаяться и искупить вину. Родион не видит в этом смысла, его разум протестует. Его раздирают противоречия. Но словно бы против воли он так и поступает: признаётся в убийстве и сдаётся властям. Его осуждают на семь лет каторги, Соня отправляется за ним в Сибирь.
Отметим, что и Свидригайлов не благоденствует. В финале романа Свидригайлов покончил с собой — замучили кошмары. Он тоже оказался не тем человеком, «которому все можно».
На суде Раскольников объяснял свои действия как можно проще. Он говорил, что пошел на ограбление и убийство из-за нужды в деньгах, а сознался в преступлении из-за чистосердечного раскаяния. Суд был снисходителен к Раскольникову, принял во внимание смягчающие обстоятельства, и приговор был значительно мягче, чем полагается за убийство. Но в душе Раскольникова продолжали бушевать демоны, он по-прежнему возвращался мыслями к правам сверхчеловека, страдал из-за своей «слабости». Слабостью он считал лучшие черты своей натуры: понятие о добре и зле, совесть. Сомнения продолжали терзать его в Сибири, он был мрачен и нелюдим.
Но Соня, отправившаяся с ним в Сибирь, стала любимицей и светлым лучом для каторжан. Поначалу Раскольников тяготился её присутствием, молчаливым призывом к смирению и раскаянию. Лишь через некоторое время в его душе произошел перелом. Он внезапно осознал красоту сибирской реки, на берегу которой стояли они с Соней, и красоту окружающего мира, и ощутил присутствие Бога.
Фото: AI SEARCH
Достоевский заставил своих героев не просто преступить закон, а пойти против совести, против нравственного чувства. И наказание за это — утрата душевного покоя, самоуважения, душевные муки. От этого наказания человек не может скрыться, избежать его, потому что носит своего судью в своей душе.
Достоевский адресовал роман своим современникам, охваченным идеями революционного террора, насильственного преобразования жизни через преступления и убийства.